Российский информационный гигант Яндекс известен по всей стране. Компания известна большим спектром оказания услуг. По количеству предоставляемых услуг Яндекс с отрывом превосходит любую другую компанию в России. Ежедневно миллионы россиян пользуются поисковиком от Яндекса, заказывают доставку еды, изучают функции умного дома “Алиса” от Яндекса. В компании уже много лет существует специальный отдел новейших разработок, где работники компании придумывают новые сферы, которые нужны пользователям.

В 2018 году в этом отделе создали прототип приложения, в котором пользователь имел возможность через чат пообщаться с ботом-психологом. Тогда технология искусственного интеллекта бота-психолога была доработана не полностью, но он развивался в процессе общения с живыми людьми. Этот бот был обучен помогать людям преодолевать сложные психологические состояния, справляться с эмоциональным выгоранием, давал простые советы, если это было необходимо. Хотя технология и была “сыровата”, люди пользовались ботом-психологом.

Это приложение решили выпустить отдельно от бренда Яндекс, ведь точно никто не знал, что можно получить из бота-психолога. Маркетологи компании придумали скромное название “Sayana”. Из-за того, что доступ к приложению был абсолютно бесплатным, многие желающие скачивали приложение и опробовали его. Sayana часто помогала людям, давала им то, чего не хватает, из-за чего в магазинах приложений ей ставили высокие оценки и писали положительные отзывы. Большинству пользователей понравилась такая интересная задумка.

Приложение Sayana оформлено в спокойных тонах и все углы там смягчены: уже это заставляет некоторых людей успокоиться. Sayana при желании пользователя может присылать ему уведомления в любое время суток и спрашивать, какие у него дела, как он себя чувствует. Sayana очень доброжелательно относится к людям, многие говорят, что общаться с ней очень приятно. Кстати, в приложении есть возможность как голосового общения, так и текстового. За несколько лет своего существования Sayana значительно эволюционировала.

Создатели Sayana говорят, что им пришлось немного видоизменить концепцию бота, потому что в ходе работы оказалось, что пользователи нуждались немного в другом. Самая первая версия Sayana представляла из себя полноценный искусственный интеллект, который по структуре общения должен был напоминать полноценного психолога. Но система работала не так отлажено, как хотели этого владельцы Sayana, что навело их на мысли форматирования программы и полного анализа потребностей пользователей. Результат оказался неожиданным.

a1993a82312043.5d1a027140a17.png

Пользователи даже до начала использования приложения ожидали роботизированного диалога, в котором они могли бы изложить свои проблемы, а Sayana прислала бы рациональные алгоритмы решения. Именно такой Sayana и является в настоящий момент. Если от пользователя долго не поступает никаких вестей, программа периодически сама пишет ему и интересуется о его самочувствии и текущих делах. Чаще всего пользователи начинают жаловаться ей, Sayana подробно расспрашивает, а затем любезно предлагает варианты решения.

Sayana долгие годы развивалась, корректировала некоторые эпизоды в общении с пользователями, и сейчас она работает практически по всему миру. Sayana “научилась” разговаривать и на английском и на немецком и на многих других иностранных языках. Уже с 2019 года владельцы приложения Sayana решили ввести платное пользование и уже в первый год набрали несколько сотен тысяч платных клиентов. Недавно Sayana была куплена известной компанией “Headspace”, которая является лидером на рынке услуг ментального здоровья.

Капитализация Headspace превышает 3 миллиарда долларов, что позволило компании без проблем купить приложение Sayana. Точные условия сделки, а тем более сумма не разглашаются, но российские эксперты оценили Sayana в несколько десятком миллионов долларов. Многих интересовали причины, почему все таки создатели Sayana решили продать быстро растущее приложение на рынке, где и конкурентов особо нет. Дело оказалось в том, что создатель Sayana всегда мечтал о своем стартапе в сфере новейших технологий.

Создатель Sayana долгие годы шел к созданию собственного стартапа, но начинать ему пришлось с работы в компании Яндекс на должности менеджера инновационных проектов. Он несколько лет проработал в главном офисе в Москве, после чего переехал в Кремниевую долину, где начал работать на другое подразделение компании, которое занималось разработкой и ведением проектов с привлечением новейших технологий.

Долгие годы он вместе с командой работал над проектом Sayana, корректировал его, делал более полезным и ориентированным на пользователя. Sayana была востребована практически сразу после выпуска приложения в общий доступ. Услуги психолога и психотерапевта — очень дорогие практически в любой стране, начальное бесплатное использование, а затем недорогая платная подписка сделали выбор пользователей в пользу Sayana просто очевидным. Сервис Sayana помогает сотням тысяч человек на протяжении нескольких лет, из-за Sayana  люди чувствуют себя не так одиноко, всегда могут поговорить с приложением и получить совет.

pexels-cottonbro-4101143-1710x1140.jpg