Ленты Instagram полны фото и видео людей, которые едут за лодкой на досках для вейксерфинга. С закрытыми границами индустрия вейксерфинга пережила настоящий бум. Forbes рассказывает, как вейксерф-клубы зародились в России и как они процветали во время пандемии

«Люди приходят к нам и говорят:« У нас есть собственная лодка на Майорке, но сейчас мы физически не можем туда попасть, поэтому мы поедем с вами », — поясняет соучредитель московского вейксерф-клуба Endless Summer. стандартный разговор с покупателями для последнего летнего сезона Артема Халявина. «Границы были закрыты, люди начали искать какое-то развлечение, и вейксерфинг в тот момент вышел на вершину: у всех были видео и истории в Instagram. Началось своеобразное массовое заражение, — вспоминает в 2020 году совладелица еще одного вейксерф-клуба Wave Hunters Анна Абишина.

2.jpg

Но на фоне растущего спроса со стороны горожан, которым сложнее отдыхать за границей, в 2020 году в Москве появилось много новых вейксерф-клубов и многократно выросли доходы старых. В 2021 году сразу несколько столичных игроков открыли точки в Геленджике.

Серфинг против досок

Вейк-маркет начал формироваться в Подмосковье и Москве в начале 2000-х, — говорит Марина Коваленко, владелица WakePeople Club. Сначала его осваивали частные лодки, которые «перехватывали» прохожих, или лодки в центрах досуга, — вспоминает основатель вейксерф-клуба Local Surf Андрей Соколов.

По его словам, коммерческие клубы начали развиваться в начале 2010-х годов. Потом просто катались на вейкбордах — специальных досках с креплениями, которые перемещаются по воде за лодкой на веревке (фале). Один конец фала удерживается всадником, а другой прикреплен к лодке.

Тогда были изобретены балластные системы: лодки наполнялись водяными мешками (сегодня есть автоматизированные балластные системы). Загруженные лодки создают волну, которую гонщики используют как ступеньку.

Затем лодки стали «перекатываться» в сторону с помощью балласта — это помогает сформировать большую волну, на которой водитель может кататься без веревки, — поясняет Марина Коваленко из Wake People. Для управления такой лодкой появились и другие доски, больше похожие на доски для серфинга. Новый способ катания на лыжах получил название вейксерфинг.

Поначалу в Москве было всего несколько клубов по вейксерфингу. «Когда я начал участвовать в 2013 году, 70% райдеров были на вейкборде», — вспоминает Андрей Соколов из Local Surf. Но со временем клубы начали переключаться на новый вид спорта, и к 2016 году две трети райдеров уже занимались вейксерфингом, по оценке Соколова.

Волна 25 минут

Основатель московского вейк-клуба Endless Summer 44-летний Артем Халявин, как и многие другие, пришел в это поприще благодаря своей страсти к серфингу. Он проработал восемь лет в магазине спортивных товаров для экстремальных видов спорта в Самаре, затем в течение двух лет путешествовал по Черногории, Египту, Маврикию и Бали, где работал инструктором по кайтсерфингу (катание по воде с кайт-тягой). В 2008 году Халявин устроился лоцманом-буксиром на частный катер в Москве и решил вернуться в Россию.

Владелец лодки, на которой он работал, начал заниматься вейкбордингом, после чего заинтересовался вейксерфингом. «Я помню, когда мы начали заниматься вейксёрфингом в 2008 году, проходящие мимо лодки с вейкбордистами крутили пальцы на висках и говорили, что это выглядит забавно», — говорит Халявин.

В 2013 году Халявин и владелец лодки вложили около 150 тысяч долларов (около 4,6 миллиона рублей по курсу 2013 года) в покупку еще одной лодки под брендом Nautique и столько же на покупку лебедки и создание одного примитивного сайта. Халявин скопил часть денег, а часть занял у друзей. В то время на Бали уже существовала школа серфинга Endless Summer — также носил название «Московский клуб». «Мы договорились, что они будут рекомендовать своим московским туристам продолжить обучение у нас, и мы посоветуем им посетить их, когда они поедут на Бали», — объясняет Халявин.

Изначально партнеры разработали фиксированную систему: клиент мог забронировать одно или несколько 25-минутных сеансов и получить гарантированную услугу в оговоренное время. «Раньше можно было встретить инструктора или пилота в 10 часов, а ехать только в 12 часов», — уверяет предприниматель. «Это произошло потому, что тарифы были поминутными, и клиенты ездили столько, сколько хотели». За один комплект партнеры стали брать 2500 рублей в будний день, а 3000 рублей в выходные.

Wake Club работает сезонно, в зависимости от погоды. Сезон обычно начинается в мае и заканчивается в середине октября. В самом первом сезоне у Endless Summer появилась дополнительная лодка-партнер. «Человек покупает лодку и передает ее нам в управление. Мы делим доход в соотношении 65% к 35% в его пользу », — поясняет модель работы предпринимателя.

Партнеры сразу начали вкладывать 50 000 рублей в месяц в рекламу своего клуба в Интернете. Инвестиции принесли свои плоды, — говорит Халявин: «Одна из наших лодок отработала 1000 часов в сезоне 2013 года, две другие — в сумме столько же». Хотя были конфликтные ситуации с покупателями, предприниматель признает: «Люди не привыкли к декорациям и часто приходили слишком поздно, хотя в условиях бронирования было указано, что они должны были прибыть через 15-20 минут».

Несмотря на хороший старт, партнеры вернули первоначальные вложения только на третий год работы. Основные расходы Endless Summer — ремонт лодок, бензин и зарплата пилотов. «Мы бы окупились быстрее, если бы не усилилась конкуренция», — сказал Халявин. По его словам, пилоты и тренеры, проработавшие в вейксерф-клубе год или два, оставили свой и открыли его. «Конечно, они взяли с собой некоторых клиентов, потому что бизнес очень индивидуален. Пришлось искать как новых сотрудников, так и новых клиентов. Благодаря этому произошел рост доходов », — говорит он.

Обратная сторона роста

В 2021 году вейксерф-клубы продолжили расти благодаря хорошей погоде и ограничениям на посещение многих других стран, которые все еще действовали. «Каждый сделал свое [в 2020 году] и купил больше лодок на 2021 год», — говорит Абишина.

По словам Халявина, к новому сезону клубов в Москве и Подмосковье будет на 20-30% больше: «В результате появилось много лодок. Двигаться по Москве-реке стало невозможно, потому что там просто небезопасно. Абишина соглашается: «Многие сейчас покупают лодки только для души и хотят на них подзаработать. На воде становится все больше и больше лодок. Потребители недовольны тем, что на воде есть мусор ».

Кроме того, многие акватории Москвы закрыты для катеров. Например, еще в 2018 году в Строгинской пойме запретили катание на лодках. По словам Халявина, в 2021 году было запрещено ходить в водах возле Королевского яхт-клуба и Chalet River Club.

Московский рынок оказался перегретым, — резюмирует Андрей Соколов. С учетом этого, по словам Халявина, затраты на рекламу увеличились на 50% по сравнению с прошлым годом (сейчас он тратит на рекламу около 150 тысяч рублей в месяц). Кроме того, ухудшилась ситуация с арендой лодочных причалов и их ремонтом. «Лодок становится все больше, но специалистов по эксплуатации больше нет», — говорит Абишина. По словам Коваленко, лодки стоят от 10 млн рублей, ремонт стоит в среднем от 400 000 до 1 млн рублей за лодку в сезон, а аренда лодочного места в яхт-клубах Москвы и Подмосковья стоит от 40 000 рублей в месяц.

Поднялись и зарплаты летчикам, уверяет Коваленко. По их мнению, хорошие пилоты зарабатывают от 500 000 рублей за сезон. «При этом никто тебя не освободит от расходов на газ », — добавляет она. По ее словам, большая лодка «съедает» 40 литров топлива в час.