Рано или поздно у большинства людей возникает потребность отделиться от своей семьи, переехать, начать жизнь по своим собственным правилам. В психологической науке действия, направленные на обретение независимости от родителей называют термином “сепарация”.
Завершенный процесс предполагает, что ребёнок выходит из-под родительского крыла, иерархичность отношений формата «руководитель-подчинённый» переходят в формат равноправных, где родители разговаривают со своими детьми как с полноценными личностями. В этой статье разберёмся, насколько важен процесс сепарации, когда этот процесс должен произойти, и самое главное, чем грозит постоянная зависимость от родителей.

Процесс сепарации происходит с появления ребёнка на свет и длится примерно до 20-25-ти лет. С момента появления на свет ребёнок заявляет о своём праве быть самостоятельным, даже если это проявляется в незначительных поведенческих привычках. В малом возрасте ребёнок находится в полной зависимости от родителей, однако, уже начинает демонстрировать свой характер: выбирает, с какими детьми ему играть, предпочитает определённую одежду, игрушки, а если что-то не устраивает ребёнка, он начинает капризничать, по-своему заявляя право на своё мнение. На этом этапе родителям особенно важно дать ребёнку пространство, чтобы ребёнок сумел изучить окружающий его мир самостоятельно.

По мере того, как человек вырастает, происходит расширение пространства желаемой автономии. Ребёнок сталкивается со всё большим количеством выборов, получает опыт и осознаёт ответственность за совершенные действия.
Возраст от 12-ти до 18-ти считается самым сложным периодом процесса взросления. На фоне всплеска гормонов происходит настоящий “бунт”, всё более проявляется конфликт поколений, индивид стремится обозначить свою независимость, выступает против любых инструментов и форм контроля его действий. Любая попытка вмешаться в его личное пространство воспринимается враждебно. В этот промежуток времени для родителей важно сохранить связь с их ребёнком, уметь находить альтернативные пути решения конфликта, устраивающие обе стороны. Ребёнку необходимо дать личное пространство и желаемую автономию, а также возможность принимать ответственность за совершенные поступки.

В случае, если все этапы взросления проходили естественно, примерно к 20-ти годам человек уже может начинать жить самостоятельно.
Важно понимать, что сепарация это процесс, требующий участия обоих сторон. Задача детей — отстраниться, а от родителей требуется позволить ребёнку это сделать.
Кроме того, после становления полноценной личностью, отношения поколений отнюдь не ухудшаются, а идут на лад. Взрослые люди способны выстраивать крепкие и доверительные отношения только потому, что им комфортно проводить время вместе.

Сепарация, как и многие психологические термины, имеет под собой структуру и разделена на четыре аспекта.

  • Прагматичная состоит из возможности содержать себя и поддерживать своё материальное состояние.
  • Эмоциональная составляющая содержит в себе потребность принимать самостоятельные решения.
  • Личностная — обретение своего частного взгляда на мир.
  • Конфликтная — способность при разногласиях с родителями не поддаваться чувству вины и другим нездоровым реакциям.

Завершенный процесс отделения подразумевает, что эти четыре пункта выполнены. Если хоть один пункт из четырёх не закрыт, человек не может полностью считать себя сепарированным. Например, человек не может совершить какое-то действие, потому что его родители против. И, хоть он уверен в правильности своего поступка, противоречие между его мнением и мнением его родителей вызывает у него смешанные нездоровые эмоции. Например, чувство вины. Пока человек полностью не избавится от подобного, процесс сепарации нельзя считать завершенным.

По словам ученых-психологов, максимально продуктивно процесс протекает в том случае, если отец и мать сами в достаточной степени независимы и находятся в здоровых отношениях уже со своими родителями. Способствовать естественному процессу сепарации помогут доверительные отношения, в которых родители разрешают ребёнку открыто проявлять свои эмоции и чувства, потворствуют приобретению субъектности, в целом понимают важность этого процесса.
Для многих родителей этот шаг становится настоящим вызовом: перестать относится к своему чаду как к ребёнку, уважительно воспринимать его мнение и взгляды для многих достаточно трудный процесс. Часто родители уделяют слишком много внимания и опеки своему чаду, не давая ему столкнуться с проблемами этого мира самостоятельно.

Кроме того, нежелание выходить из привычных условий комфорта одна из причин, по которой многие дети сами не желают избавиться от зависимости родителей.
Все эти причины рискуют привести к ситуации, когда человек “стопорится” на каком-то жизненном этапе и навсегда остаётся ребёнком, не способным сформировать полноценную личность.

В профессиональной деятельности, как правило, не сепарированный человек не имеет своих собственных осмысленных целей и стремлений. Даже в случае, если по чужой инициативе он окончил высшее учебное заведение и стал перспективным специалистом, у него, как правило, нет мотивации к карьерному росту.
Кроме того, зависимость от родителей грозит низкой самооценкой, поиску одобрения со стороны окружающих и пассивности в поведении.
Если человек не может закрепить свои личные границы в отношениях с родными, то в любовных взаимоотношениях он рискует “погрузиться” в своего партнёра и жить уже его интересами и жизнью. Персоны с неоконченным процессом отделения могут перекладывать нездоровое поведение своих родителей на свои отношения: например, частые ссоры, измены, домашнее насилие.