Торговля – одно из древнейших занятий человека. Однако, работа продавца в том виде, в котором она привычна для нас сейчас, начала появляться недавно, примерно в 19 веке. В то время в Российской Империи только начали развиваться магазины розничной торговли, напоминающие современные. И именно в тот период вошла в обиход работа продавца, обслуживающего покупателей. Сейчас продавцы, если брать этот термин в широком значении – одни из самых высоко востребованных работников на рынке труда. На первый взгляд, профессия продавца кажется несложной – проводить операции, которые, благодаря современным технологиям, автоматизированы и упрощены до предела, пересчитывать деньги и проводить ревизию имущества. Однако, она имеет множество нюансов. В этой статье постараемся разобраться, реально ли в ближайшее время заменить живых людей роботами, а также поговорим о специфике этой профессии.

Сразу стоить упомянуть, что исчезновения такой профессии, как продавец, в странах бывшего Советского Союза ожидать не стоит. По крайней мере, в ближайшие 30-40 лет. Связано это, в первую очередь, с привычкой населения работать с живимы людьми. Предпочитать старое, но проверенное новому и неизведанному.

Почему работа продавца считается непрестижной?

В случае, если мы говорим о продавцах-кассирах в продуктовых магазинах, проблематика данной профессии вполне понятна – монотонная работа, за которой возможность творчески проявить себя близится к нулю. Зачастую продавцы в крупных розничных сетевых магазинах не могут никак повлиять на поток людей или поменять мнение покупателя о товаре. Ко всему этому прибавляется нагрузка в виде трудных клиентов, требующих индивидуального подхода.

Если же мы берём продавцов-представителей, перед которыми стоит задача привлечь к товару, бренду или услуге как можно больше внимания, открывается куда более широкий круг проблем.
Дело в том, что с каждым годом производителей товаров и услуг становится больше, соответственно, растёт конкуренция. На данный момент глобальные корпорации озабочены скорее тем, как снизить стоимость своего продукта, чтобы привлечь покупателя. Иными словами, уметь продавать – по-настоящему сложно. Современный человек довольно ловко приспособился различать маркетинговые ходы, отделяя их от по-настоящему важных факторов, на которые стоит обратить внимание при покупке. Таким образом, у продавца остаётся не так много методов убеждения в пользу конкретного продукта.

Кроме того, обычный продавец, ввиду желания высшего руководства сэкономить на рабочей силе, выполняет целый ряд задач, не относящийся к продажам.
Например, продавец-кассир сетевого продуктового магазина. В его обязанности входит: прийти за полчаса до открытия отделения для покупателей, проверить работоспособность всех систем, провести инструктаж безопасности, пересчитать кассу вместе с кассиром, заполнить всю документацию по закону, соблюсти все законодательные нормы, проследить за соблюдением порядка в зале, а также предотвращать эпизоды кражи, разгружать машину с товаром, а по закрытию, работник обязан навести порядок в торговом зале и складе, вновь пересчитать кассу вместе с кассиром и закрыться позже, теряя примерно 40 минут времени на то, за что, по сути, ему не платят. При всём при этом продавец обязан соблюдать план продаж и вежливо общаться с покупателями. При такой “многофункциональной” работе многие увольняются, а остаются лишь единицы, которые в будущем добиваются руководящих должностей.

Где работа продавца может стать незаменимой?

Разумеется, выше приведён лишь пример того, как может быть. Есть множество сфер, где консультация грамотного специалиста необходима. Например, при сложных финансовых операциях, таких как страхование или выбор ипотечного кредита. Приходя в крупный магазин, к примеру, стройматериалов, неопытный человек навряд ли найдёт нужное решение, а квалифицированный специалист может помочь. Стоит отметить, что в узкоспециализированных магазинах живая рабочая сила маловероятно будет заменена роботами, а вот сам процесс купли-продажи в скором времени может стать гибридным. Магазины без продавцов (автономные или «беспилотные»), где участие кассира не требуется, уже во всю существуют, хоть данная сфера и требует доработок. Первопроходцем стал Amazon, открывший первый в мире магазин без продавцов в 2016 году. Технологии автоматизации со временем станут дешевле и, вероятно, за счёт исключения такой статьи расходов, как плата большей части сотрудникам, подобный вид магазинов станет весьма распространённым.

Влияние такой профессии, как продавец, постепенно вытесняется и другими средствами.

Например, качественная работа службы поддержки во многом завоёвывает доверие клиентов. Дело в том, что, если сервис предоставляет своевременное и качественное решение любой проблемы, клиент становится постоянным. Покупателя подкупает то, что компания заботится о его интересах и прислушивается к его мнению. Цифровизация всех сфер нашей жизни позволяет развивать эту сферу в полной мере.
Ещё один способ привлечения клиентов – это постоянное расширение знаний о клиентах. Анкетирование клиентов позволяет расширять объём продаж. Но важно обращать внимание на навязчивость подобных опросов.

Можно подвести итог: окончательного исчезновения такой профессии, как продавец, ожидать не стоит. Однако, современные технологии позволят сделать эту работу более легкозаменяемой, постепенно сокращая число рабочих мест.