Правительство обсуждает донастройку налоговой системы, приносившей бы в бюджет дополнительно 400 млрд руб. ежегодно в 2022–2024 гг. Об этом говорил высокопоставленный федеральный чиновник, а также два близких к правительству источника, знающих о ходе обсуждения заседания бюджетной комиссии 1 июля.

По их словам, весь комплекс будет включать следующие меры. По плану более 100 млрд руб. принесёт повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургической отрасли. Будет усилена нагрузка также и на такие виды сырья, в прошлом году не попавшие под повышение НДПИ, в особенности на драгметаллы, поделился информацией высокопоставленный федеральный чиновник. Около 90 млрд руб. внесёт корректировка и расширение режима налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли. Примерно 100 млрд появится от совершенствования системы уплаты акцизов. Всё это планируется реализовать или с помощью улучшения администрирования, либо введением новых сборов. Коснется в первую очередь некоторых видов алкоголя, а также сахаросодержащих напитков. Также около 100 млрд прибавится благодаря донастройке налогообложения состоятельных физических лиц и прочие меры.

Вышеупомянутые источники отметили, что концепцию представили в общих чертах, без конкретизации ставок или видов продукции, попадающей под повышение налогов. Финальное решение не было принято на заседании комиссии. Один из собеседников пояснил, что более конкретизированные проектировки будут добавлять в зависимости от того, какие поручения сформирует правительство. И это ещё не значит, что в итоге дойдёт дело до реального повышения налогов. Вероятно не по всем четырем направлениям, акцентировал он. Уж тем более маловероятно, что оно окажется односторонним. С большой долей вероятности рассмотрят определённые преференции за вклад в экономику в каком-либо виде, подытожил он.

Со слов другого источника, близкого к правительству, в данный момент Госдума в отпуске, поэтому есть необходимость в формировании конкретных законопроектов, а также их обоснований. По факту, комплекс, обсуждаемый на бюджетной комиссии – это фрагмент, который могут включить в будущий проект основных направлений налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики Минфина на последующие три года. Данный документ и формирует основу для составления проекта бюджета и необходимых для него законопроектов.

А вот что заявил их представитель Минфина: «Говорить о конкретных бюджетных параметрах на ближайшую трехлетку сейчас преждевременно. На прошедшем заседании бюджетной комиссии обсуждались в основном вопросы, связанные с доведением базовых бюджетных ассигнований. Это стандартный этап бюджетного процесса».

2.jpeg

Представитель Минэкономразвития рассказал, что на заседании бюджетной комиссии проходило обсуждение вопросов обеспечения сбалансированности бюджета. Также он добавил, что в ведомстве не разделяют фронтального сокращения госрасходов без предварительного анализа и не находят необходимости как-то ужесточать бюджетную политику. На фоне восстановления экономики макроэкономические показатели улучшатся и послужат базой для повышения оценки доходов бюджета. Представитель Минпромторга не высказался по этому вопросу.

Собеседники уточняют, что на самом деле налоговый комплекс рассматривали в контексте поиска источников финансирования для расходов бюджета в следующем году. В особенности, обсуждали, как обеспечить деньгами так называемые стратегические инициативы правительства – комплекс новых прорывных проектов. По словам федерального чиновника, по факту речь вели о том, «находим ли мы дополнительные доходы на эти инициативы, отказываемся от их части или секвестируем уже утвержденные расходы бюджета в составе других направлений».

Согласно новой стратегии социально-экономического развития планируется работа над проектами по пяти крупным блокам: «Национальная инновационная система», «Новая высокотехнологичная экономика», «Новый общественный договор», «Клиентоцентричное государство», «Агрессивное развитие инфраструктуры». В лонг-листе оказались 125 проектов общей стоимостью несколько десятков триллионов рублей, учитывая частные инвестиции, в списке отобранных Министерством экономического развития 38 инициатив за 5,6 трлн руб., которые сейчас дорабатываются с участием деловых объединений и экспертов.

«Многие из упомянутых фискальных инициатив уже обсуждались, но в комплексе это выглядит как «фронтальное повышение налогов» – по заявлению  президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохинесли до кого-то не добрались в текущем, значит доберутся в следующем году. Согласно расчёту Vygon Consulting, доля валовых налогов (НДПИ и таможенной пошлины) в выручке российских нефтегазовых компаний варьируется от 40 до 60%, а горнорудных – одна из самых низких по отраслям и не превышает 8%.

Исходя из данных Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, ссылающегося на публичную финансовую отчетность крупнейших компаний за 2020 г., доля налогов в финансовом результате нефтяных компаний составляет в среднем 87% («Роснефть» – 87%, «Лукойл» – 85%, «Газпром нефть» – 86%), в газовой отрасли – 66% («Газпром» – 68%, «Новатэк» – 54%), в горнорудной и металлургической отрасли – 18% («Норникель» – 15%, «Мечел» – 23%, НЛМК – 19%), в отрасли добычи драгоценных металлов и алмазов – 27% («Алроса» – 38%, «Полюс золото» – 19%), в банковском секторе – 25% (Сбербанк – 23%, ВТБ – 16%); при этом доходность компаний этих отраслей несопоставима: средняя рентабельность EBITDA за 2020 г. по нефтяным компаниям – 16%, в газовой отрасли – 22%, в горнорудной и металлургической отрасли – 34%, в отрасли добычи драгоценных металлов и алмазов – 59%, в банковском секторе – 39%.

В прошлом году правительство уже предпринимало меры по выравниванию налоговой нагрузки. Так, в 3,5 раза увеличили ставки НДПИ для предприятий черной и цветной металлургии, а также производителей удобрений. Также был пересмотр режима НДД для нефтяной отрасли, а именно, на время повышен НДПИ по некоторым месторождениям, а также отменены определённые льготы на добычу энергоресурсов. Ряду предприятий удалось частично избежать повышения налогов. Металлургические и химические проекты, запускавшиеся с применением соглашений о защите и поощрении капиталовложений, исключили из периметра повышения НДПИ, а из планов корректировки НДД убрали некоторые группы месторождений. Помимо налогов на крупный бизнес в прошлом году повысились ставки НДФЛ на доходы состоятельных физических лиц (до 15% при условии, что годовой заработок превышает 5 млн руб.), а также ужесточились условия по выводу капиталов за рубеж.

В 2021 году на фоне спонтанного увеличения цен на металлы, повлиявшего на инфляцию в стране, в правительстве стали говорить о донастройке налоговой системы для металлургов. В июне кабинетом министров было утверждено повышение пошлины на экспорт черных и цветных металлов до конца года. Благодаря этой мере удастся  привнести в бюджет около 160 млрд руб. дополнительно. Они помогут в компенсации удорожания проектов в сфере гособоронзаказа, дорог, строительства жилья и т. д., связанное с ростом цен на металлы, пояснил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Повышение таможенной пошлины металлургам повлечет увеличение НДПИ либо налог на прибыль. 1 июля на брифинге в правительстве министр экономического развития Максим Решетников выступил с подтверждением готовящихся изменений налоговой системы для металлургов в 2022 г. Необходимо донастроить законодательство под колебания цен по аналогу проведенного в нефтяной отрасли маневра, резюмировал он. «Мы ведь отладили систему и по газу, и по нефти. Уже не возникает вопрос: «Ах, нефть $75 за баррель, давайте пойдем что-то править в экспортных пошлинах или НДПИ», – высказался министр.

Так, президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев озвучил своё мнение, что любой рост цен на алкоголь приведёт к росту нелегального рынка, и это ухудшит положение легальных производителей. Согласно его данным, в 2020 г. нелегальный оборот насчитывал около 32% потребляемого крепкого алкоголя. Иное мнение у директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза. С его слов, увеличение акциза на размер инфляции значительно не влияет на цену и потому адекватно воспринимается потребителями легальной продукции.

Очень мала доля вероятности, что имеющийся режим НДД для нефтяной отрасли ужесточат, считает партнер КПМГ Виктория Тургенева. Скорее речь идет о расширении его периметра и перевода на этот вид налога тех месторождений, раньше получавших льготы по НДПИ. Преференции по выработанным месторождениям и для сверхвязкой нефти уже были отменены с 2021 г., напомнила она. По ее оценке, налоговая нагрузка вырастет, если выработанные объекты перейдёт на НДД. Сейчас только для трудноизвлекаемых запасов и малых месторождений остались льготы по НДПИ.

По мнению правляющего партнера аналитического агентства WMT Consult Екатерины Косаревой, ухудшаются фискальные условия, в которых функционирует нефтяная отрасль. Завершившийся налоговый маневр способствовал  сокращению маржи для удержания цен топлива на внутреннем рынке. Демпфер, компенсирующий потери, которые несут нефтяники во время продажи моторного топлива, на практике не исполняет свои функции из-за необходимости постоянных корректировок, констатирует она. По таким продуктам, как битум, темные бункерные топлива, похожих  механизмов не существует, заметила эксперт. Вышеуказанное создаст риски недоинвестированности сектора, подчеркнула Косарева. Также предупредила, что это может повлечь негативные последствия в среднем и долгосрочном периодах. Согласно оценке консалтинговой компании Wood Mackenzie, уровень government take (доли налоговых и иных аналогичных платежей в финансовом результате нефтедобычного проекта) в России достигает 89%, притом что в США (Техас) данный показатель для похожего проекта составит 29%, в Канаде (Альберта) – 45%, в Бразилии – 55%.

Сотрудник «Русской стали» озвучил, что с ассоциация не обсуждала увеличение налогов. Представитель «Полиметалла» отказался от комментариев. Представители компаний «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Высочайший», «Норникель» и «Русал» от ответа воздержались.