В каждой стране имеются свои особенности рынка: где-то высокие налоги, где-то конкуренция, где-то потребители очень хорошо торгуются. Многие предприниматели при открытии бизнеса даже не задумываются и начинают вести свои дела на родине. Им кажется, что так просто будет проще. Конечно, так обычно начинается малый бизнес, но эксперты отмечают, что и при переходе на международный рынок предприниматели уже привыкли считаться только с определенным кругом стран. Мало от кого можно услышать, что он открыл свой бизнес в такой стране как Узбекистан. Так же редко люди переезжают туда и перевозят свой бизнес. Но почему будущие бизнесмены редко учитывают географический фактор и даже не задумываются о новых горизонтах ведения дел?

Узбекистан — это очень среднее по экономическим показателям государство, заработная плата большинства граждан не превышает и 20 тысяч рублей(при пересчете национальной валюты). Еще 4 года назад ВВП в стране был на уровне 4.5 процентов, но в настоящий момент он составляет почти процентов. Такой уровень тоже не очень высок, но постоянный его рост за последние 4 года показывает достаточное развитие большинства сфер жизни в Узбекистане. Относительную привлекательность рынка Узбекистана отображает и общая статистика капиталовложений российских компаний в рынок страны. Все активы российских предпринимателей, которые задействованы в их бизнесе в Узбекистане оцениваются более чем в 10 миллиардов долларов, и все еще растут.

С начала пандемии российский бизнес в Узбекистане попадал под ограничения, терял прибыль, но это было не так значительно, как во многих других странах. Это даже не помешало с начала пандемии увеличить российские капиталовложения в рынок Узбекистана на 10 процентов. Не все российские предприниматели серьезно рассматривают выход на рынок Узбекистана, ведь намного привычнее для этого выглядит Казахстан и Беларусь. Вид экономических отношений России с этими странами буквально манит предпринимателей к развитию бизнеса в сторону Казахстана и Беларуси. Точнее, манили, ведь события, произошедшие в Казахстане в январе этого года смутили большинство предпринимателей и, если они не ушли из страны, то начали активно искать ей замену.

Выбор стран не особо велик(что играет в пользу Узбекистана). Чтобы не сворачивать бизнес в географическом плане или не искать страны для выхода на их рынок на другом конце света, многие российские предприниматели рассматривают Узбекистан. До этого можно было додуматься просто смотря на карту мира, ведь Узбекистан находится прямо “под” Казахстаном. Условия в Узбекистане улучшаются, стоимость бензина за месяц снизилась с 55 рублей до 45. В стране долгое время развитие экономики не ставилось в приоритет, но с приходом в 2016 году нового президента ситуация изменилась. Рынок страны стал намного доступнее иностранным предпринимателям, чем раньше. Новый президент утвердил много нововведений, включая упрощение открытия бизнеса в стране.

scale_1200.jpg

Сейчас развитие экономики страны идет семимильными шагами, местные экономисты говорят, что любой бизнес с малейшим потенциалом будет быстро развиваться в стране и получать хорошую прибыль. Преимуществом местного рынка также считается практически полное отсутствие крупных компаний, монополий. Это дает новым компаниям еще большую свободу, ведь конкурентов мало и условия ведения бизнеса в Узбекистане для всех примерно равны. Основное количество местных магазинов и сервисов мало известны по всему миру, ведь упор своего развития они делали именно на Узбекистан. В стране большинство ниш слабо заняты, что дает малым компаниям большие возможности и перспективы развития. Стоит только провести маркетинговое исследование.

То есть, нанять специалистов, которые за несколько месяцев выявят истинные потребности населения страны, узнают, на что может появиться спрос, а на что — нет. В разных странах имеются такие эксперты, но стоимость их разнится. Это зависит от способов исследования, будет это опрос граждан, анализ запросов населения в интернете, статистика трат людей из банков. В Узбекистане стоимость маркетингового исследования не такая дорогостоящая, как в Америке и большинстве стран Европы, потому что основные(в то же время самые дорогие) методы исследования в этой стране не очень действительные, а значит, за низкую цену можно получить достаточно точны данные. Это очень значимое преимущество для новых и потенциальных участников рынка.

В то время как практически во всем мире сервисы-агрегаторы доставки буквально захватили всю курьерскую работу, в Узбекистане менее 10 процентов всех доставок организуют агрегаторы. Остальные 90 процентов — это доставка, самостоятельно организованная кафе и ресторанами, посещаемость которых упала из-за ограничений жителей. Доставка в стране — это очень перспективная отрасль, сейчас на равных там могут соревноваться и новички и мировые гиганты вроде Delivery Club. Местные жители только начинают активно пользоваться услугами доставки еды, что открывает перед ними новые границы: теперь они могут заказывать еду не только в ближайших заведениях к дому, но и в любых других, участвующих в программе доставки.

33_tashkent-edited.jpg