Американско-канадский инженер и предприниматель Илон Маск, известный своими эксцентричными поступками, в первом квартале 2022 года, в речи перед инвесторами, пообещал создать беспилотное такси под его маркой Tesla. Бизнесмен заявил о будущем этого рынка, как о новом виде общественного транспорта.

«Я думаю, что это может оказаться мощным продуктом, и мы стремимся выйти на массовое производство.», — говорит в своей речи миллиардер.

В этом же сообщении Илон Маск пообещал, что корпорация выйдет на массовое производство в 2024 году. Таким образом, всего за два года компании придётся преодолеть немало трудностей: разобраться с частью юридических вопросов, разработать и протестировать прототипы, а самое главное – убедить покупателей в безопасности своей продукции.

Илон Маск утверждает, что такой сервис, ввиду его дешевизны, позволит людям ознакомиться с продукцией Tesla. В среднем, в зависимости от модели, электрокар можно приобрести по цене от сорока до семидесяти тысяч долларов. Что определяет Tesla отнюдь не как бюджетную марку автомобилей, однако, убеждён предприниматель, в будущем почти каждому будет доступна возможность оценить и познакомиться с продукцией.

Как заявляют специалисты, в случае реализации идей беспилотного такси, такая услуга действительно может стать серьёзной заменой привычным видам общественного транспорта.  Поездка на метро или автобусе может стать дороже, чем поездка на роботакси. Инвесторы и футурологи отмечают, что такое возможно только в неконкурентной среде. Поездка на обычном такси, из-за очевидной наценки в виде платы живому водителю, может стать в разы дороже. А содержание собственного автомобиля, по словам специалистов, обойдётся дороже в десять раз.

Также, по словам футурологов, большое количество автономных электрокаров и, как следствие, низкая цена на передвижение, способна уменьшить пользование личными автомобилями, что в значительной степени снижает влияние на экологию. Логично также предположить, что, при появлении беспилотного транспорта, уменьшатся заторы и пробки, ведь программное оборудование предполагает оптимизацию маршрута.

Однако, стоит отметить, что в системе беспилотного режима продукции Tesla и других компаний уже наблюдались значительные недочеты. В 2018 году автомобиль марки Tesla модели Model X сошел с дороги и врезался в препятствие в виде отбойника. Водитель скончался на месте. Также были и другие трагичные случаи, связанные с недоработкой продукции компании. Взрывались батареи; камеры, из-за ярких солнечных лучей, не могли видеть расстояние до приближающихся объектов; программное обеспечение давало сбой.

В ноябре 2017 года произошло ДТП, в итоге которого автомобиль марки Tesla, находящийся в режиме автопилота, наехал на восьмидесятилетнего велосипедиста. Происшествие произошло на ровном участке дороги.

Однако, вопреки трагичным случаям, автопроизводитель заявляет, что автомобили Tesla, использующие специальную функцию Autopilot, в семь раз реже попадают в ДТП, по сравнению с другими автомобилями. Об этом говорится на официальном сайте производителя.

Стоит отметить, что случаи, упомянутые выше, произошли с автомобилями, которые не являются полностью автоматизированными. Как правило, в машинах этой компании установлен пакет программного оборудования, который можно приобрести в качестве дополнительной опции. Он отвечает за частичный автопилот, что не обеспечивает полную безопасность водителя.

Как говорит сам Илон Маск, подобные инциденты возникают из-за самоуверенных водителей, чересчур рассчитывающих на программу автопилота.

Существует всего пять уровней автономности транспортного средства.

Первый уровень включает в себя адаптивный круиз контроль, обеспечивая безопасное расстояние до движущихся впереди автомобилей, имеет систему парковочного радара, помогающего в парковке.

Пятый уровень – транспортное средство, которое вовсе не требует водителя. Как раз такого уровня необходимы автомобили для воплощения идеи роботакси.

И, хоть такие машины сейчас уже существуют, преимущественно они водят не людей, а товары, так как для перевозки пассажиров требуется дополнительный уровень обеспечения безопасности. Тестированием беспилотных автомобилей пятого уровня уже занимается ряд компаний. Например, китайская Baidu выпустила свои автомобили на улицы столицы Китая, восьмого по густонаселённости города в мире. Движение на оживлённых улицах требует от искусственного интеллекта учитывать много переменных и подстраиваться под быстроменяющуюся динамику уличного движения.

Программное обеспечение беспилотных автомобилей каждый день терпит доработки, однако, несмотря на видимые успехи в этой сфере, безопасность автомобилей без водителя остаётся под вопросом, что является одной из главных трудностей при запуске подобного сервиса.

Одной из проблем, мешающих реализации этой идеи, можно также назвать мировой кризис, который заставляет поставщиков микроэлектроники отдавать предпочтение крупным IT-компаниям, производящим не футуристические проекты, а проверенные временем девайсы: ноутбуки, смартфоны и прочее.

Также, среди очевидных проблем – малое количество электрозаправочных станций, или ЭЗС. Город, рассчитывающий воплотить идею роботакси, должен обладать соответствующей инфраструктурой.

Разработкой такого продукта, как беспилотные автомобили, занимаются многие компании. В России – это “Яндекс”, в Японии –“Toyota”. В США, среди конкурентов Маска можно выделить американские компании Amazon и Lyft.