Пандемия, вызванная распространением коронавируса, длится уже более двух лет. Первый очаг заболеваемости зафиксирован в Китайском городе Ухань в конце декабря 2019 года. На начало мая 2022 года только официально зафиксированных случаев заболевания уже более полумиллиарда. В силу того, что с 2009 года Китайская Народная Республика считается крупнейшим экспортёром мира, это не могло не повлиять на глобальную экономику. По итогам первого года пандемии общий товарооборот Китая упал более, чем на восемь процентов, во многом такой показатель был достигнут благодаря сокращению экспорта. По словам специалистов, вынужденные меры Китая в борьбе с коронавирусом больше влияют на непосредственно потребителей, нежели на производство. Спустя несколько лет после начала эпидемии, очередная волна заболеваемости накрыла страну, вследствие чего кризис логистических цепочек может усугубиться до критических масштабов. Во многом это связано со строгими антипандемийными методами, принимаемыми правительством КНР. В нашей статье разберёмся, какие шаги предпринял Китай по предотвращению распространения вируса, а также разберёмся, как в связи с новой волной коронавируса изменится мировая экономика.

Нулевая терпимость

Страна придерживается так называемой “нулевой терпимости” к коронавирусу. Такая политика фактически развязывает руки государству в ущемлении граждан, позволяя следить за передвижением и вводить ограничения на перемещение. Китай один из первых ввёл систему QR-кодов по всей стране. Если человек побывал в “опасной” зоне, статус гражданина менялся и ему высылалось уведомление о необходимости сдать тест повторно. Подделка кода или попытка махинации в поднебесной считается уголовно наказуемым преступлением. Зараженным людям строго запрещается выходить из дома. На карантин закрывались дома, улицы и даже целые города. Доходило до того, что двери квартир зараженных принудительно баррикадировались. Покупать продукты разрешалось только путём курьерской доставки, в связи с этим рынок испытывал серьёзную нагрузку и нехватку рабочих рук.

Интернет обошел видеоролик, снятый с балкона одного из многоквартирных домов Китая: на нём были слышны крики и стоны людей, запертых в своих домах. Доходило до того, что люди голодали, не имея возможности сходить в магазин или воспользоваться курьерской службой. Подобная политика не раз осуждалась мировой общественностью за свой тоталитарный подход.

Логистический кризис

В конце апреля – начале марта страну захлестнула новая волна заболеваемости и власти ожидаемо ввели строгие ограничения, под блокаду попали крупнейшие города страны, это серьёзно ударило по экономике. Например, город Шанхай – считающийся одним из крупнейшим финансовым городом в Восточной Азии и одним из крупнейших в мире оказался полностью изолирован. В большинство городов, подпавших под ограничения, снова ввели запрет на деятельность кафе и ресторанов. Передвигаться без препятствий имеют право лишь работники, способствующие жизнеобеспечению города. Чтобы выйти из дома, люди обязаны сдавать тест на коронавирус каждые два дня.  На данный момент в морских портах Китая стоят гигантские заторы из грузовых судов, заводы стоят, а склады опустели. В общем, часть производственных цепочек страны парализована. Особенно проблематично дело складывается вокруг логистики. Связано это, в первую очередь, с повышенными требованиями к грузоперевозчикам. Банально трудно найти наземного перевозчика, обладающего отрицательным ПЦР-тестом. И, хоть власти поднебесной заметили негативную тенденцию и снизили уровень ограничений, экономисты ожидают долгосрочный негативный эффект для внешней торговли страны.

Последствия

По сравнению с предыдущим месяцем, майская эффективность морских портов Китая снизилась более, чем на четверть. Сейчас отправка продукции от китайского производителя до склада в США занимает порядка 120-ти дней. Для сравнения, в допандемийном 2019 году на это уходило примерно в два раза меньше.

Для того, чтобы просто переместить товар из морского судна в наземный автомобиль, требуется порядка одиннадцати дней. В апреле 2022 года это значение составляло 4 дня, то есть почти в три раза меньше.

Значительное замедление транспортных процессов коснётся не только Китая, но и государств, торгующих с ним. Экономисты прогнозируют, что задержка поставок продлится вплоть до конца лета.

Мировой объём торговли серьёзно пострадал во время разгара пандемии. В течении 2021 года шёл её постепенный рост и возврат к изначальным показателям, однако, повторившаяся вновь ситуация требует определённых мер. Специалисты отмечают, что нынешняя ситуация в Китае повлияет на структуру всей мировой экономики. В зоне риска особенно находится Евросоюз, в большей степени зависящий от китайского экспорта. Лоренцо Берхо, мексиканский предприниматель в сфере строительного бизнеса прогнозирует повышение спроса на региональных поставщиков. Зависимость от Азиатского экспорта заставит мировые державы задуматься о целесообразности той модели глобализма, что на данный момент доминирует в мире – уверяет специалист. Постепенно страны будут снижать зависимость от Азиатского рынка. Боясь повторения ситуации, будут стремиться к диверсификации поставок.