В начале августа в порту Новороссийск, в шести километрах от побережья Черного моря, произошла утечка нефти при заправке греческого танкера. По предварительным оценкам, площадь заражения составила 200 квадратных метров. Насколько это угрожает окружающей среде — читайте в материале.

2.jpg

Отклонения в показателях

КТК предполагает, что причиной аварии стало разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора подвесного швартовного троса. Об этом сообщает «Эксперт».

Через три дня после инцидента Институт космических исследований РАН распространил информацию о том, что на спутниковых снимках в море недалеко от Новороссийска виден крупный разлив нефти площадью около 85 квадратных километров. «Эксперт» со ссылкой на фото заявил, что есть основания полагать, что разлив в 400 тысяч раз превышает заявленный ранее. Глава КТК Николай Горбань заявил, что пятно не является разливом нефти.

«Мы не наблюдаем никаких остаточных явлений. Мы понимаем свою ответственность, плотно работаем с Росприроднадзором. Мы сами проверяем товар и составляем претензию на поставщика оборудования », — цитирует Горбань ТАСС.

Росприроднадзор взял пробы воды на месте разлива нефти. Глава ведомства Светлана Радионова написала на своей странице в Instagram, что она сама контролирует ситуацию.

«Наши специалисты на месте, пробы воды уже взяты и исследуются на предмет загрязнения нефтепродуктами. Также были заданы вопросы капитану порта Новороссийск и местной полиции. Оцениваем реальный уровень загрязнения. Я лично контролирую ситуацию », — сказала она.

Кроме того, следственный комитет расследует уголовное дело по факту разлива нефти, сообщает ТАСС со ссылкой на представителя Западного межрегионального транспортного следственного управления СК РФ Елену Марковскую.

«В связи с повсеместным возмущением общественности, начальник Западного межрегионального транспортного следственного управления СК РФ инициировал передачу уголовного дела по факту разлива нефти в районе морского порта Новороссийск, инициированного органами внутренних дел ч. 1 ст. — статья 252 УК РФ — «Загрязнение морской среды», — сказала она.

Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев также указал на противоречивость полученной информации.

«Сегодня нас беспокоит ситуация с разливом нефти в Черном море 7 августа. Информация о масштабах инцидента противоречива. Для нас важно реально оценить ситуацию: как разлив нефти влияет на фауну, есть ли угроза для рекреационных зон. Настало время принять комплексные меры по скорейшему устранению последствий и досконально расследовать причины аварии », — цитирует ТАСС слова губернатора.

Воздействие на окружающую среду

В настоящее время эксперты называют сложно оценить ущерб. При этом, ссылаясь на сотрудников Черноморско-Азово-Морского управления Росприроднадзора, эксперт Юг сообщил, что если виновник загрязнения будет выявлен, то согласно статье к нему будут применены санкции.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин заявил, что ущерб может составить до пяти миллиардов рублей. Специалист подчеркнул, что сейчас сложно точно рассчитать размер экологического ущерба — например, невозможно определить реальный объем разлитой нефти по спутниковому снимку.

«По официальной версии, речь идет о 10 тоннах. Но если опираться на данные ИКИ РАН, то объем может доходить до 5000 тонн, и это загрузка небольшого танкера. Вряд ли утечка такого масштаба могла долгое время игнорироваться компанией », — цитируют его« Ведомости ».

Татьяна Трибрат, член Общественного совета экологической безопасности при правительстве Новороссийска, предположила, что руководство КТК в десятки раз недооценило масштабы разлива нефти.

«Похожая ситуация произошла в Новороссийске в 1998 году: на Шешарисе произошел разлив нефти. Лгал и виновник разлива нефти. Главное сейчас — узнать правду и подсчитать реальный ущерб », — цитирует Трибрат слова« Эксперт Юг ».

Трибрат также выразил мнение, что с помощью возведенных заграждений невозможно локализовать пятно. Это поставило под угрозу Утришский заповедник и песчаные пляжи Анапы.

«Когда нефть достигнет песчаных пляжей, восстановить их будет невозможно. Не стоит топить нефть сорбентами, так как она представляет опасность для обитателей морского дна. В районе разлива нефти — в селе Южная Озереевка — находится крупнейший нерестилище черноморской камбалы — Калкан. В советское время судам запрещалось даже проходить сюда на полном ходу. После субботнего разлива нефти ее реактивный запах распространился не только в селе, но и в других населенных пунктах — Кабардинке, Новороссийске », — подчеркнул Трибрат.

Также она отметила крайне негативное воздействие на лес.

«С моря постоянно пахнет сероводородом, сосновые леса, посаженные вокруг Абрауэрского озера в советское время, умирают. Никто не хочет заниматься спектральным анализом и мониторингом, чтобы выяснить реальное влияние компании на экологию нашего региона », — комментирует Трибрат 74.ru.

Экологи уверены, что пятно распространится. Даже любительские фото показывают, что масштабы катастрофы во много раз превышают заявленные, — говорит Вениамин Голубиченко, член общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края.

«Каждый разлив нефти имеет самые ужасные последствия. Пленка, образующаяся при разливе нефти, нарушает газообмен. В воде начинается кислородное голодание. Это особенно опасно для водоемов, в которых происходят сильные процессы гниения: увеличивается содержание аммиака и сероводорода. Пятно перевезли в Керченский пролив, где есть большие залежи ила. Прежде всего гибнет фитопланктон, который питает все море », — сказал эколог.

Он утверждает, что нефть попала в особо ценную акваторию Утриша, на которую практически не влияет деятельность человека.

На морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийске к концу зимы была отмечена массовая гибель птиц. Как сообщал Интерфакс, в компании тогда заявили, что работа КТК не повлияла на экологическую ситуацию. Инцидент объяснили аномальными холодами в Краснодарском крае и истощением запасов продуктов.

Примечательно, что двумя неделями ранее, 15 февраля, при осмотре оборудования терминала после шторма сотрудники КТК обнаружили образование волн на внутреннем шланге удаленной швартовки.

Им все равно

Акционеры КТК указаны на сайте Транснефти. Российских компаний всего треть (31 процент). Например, еще 20,75 процента — в Казахстане и 16,75 процента — в США.

Почему зарубежные страны, которые в принципе составляют почти 70% акционеров, должны заботиться об экологии России? Забота — это прежде всего вложение, и в этом случае кажется, что иностранные компании делают все возможное, чтобы не платить необходимые средства для сохранения экологии нашей страны. Вы буквально пытаетесь сэкономить деньги для жизни других людей.

В конце концов, ситуация с разливом нефти — не единственное негативное воздействие компании на окружающую среду. По данным «Экологической вахты за Северным Кавказом», например, жители дачного поселка Южная Озереевка и отдыхающие в урочище Широкая Балка все чаще жалуются на неприятный запах нефти, идущей с терминала Каспийского трубопроводного консорциума. Предполагается, что выбросы происходят при загрузке танкеров.