По прогнозам экспертов, к 2030 году более половины всех продаваемых в мире автомобилей будут электрическими. О том, как заработать на мировом тренде, в своей колонке для Forbes рассуждает партнер Capital Lab Евгений Шатов

Автомобили с двигателем внутреннего сгорания постепенно уйдут в прошлое. Их продажу Норвегия запретит с 2025 года, Япония — с 2035, Сингапур — с 2040 года. Резко ограничить или запретить продажу таких машин собираются в Великобритании, Германии и Канаде. А с 2040 года наступит полный запрет на продажу любых грузовиков с традиционными моторами по всей Европе.  

В 2019 году доля электромобилей в мировых продажах машин составляла 2,5%, по итогам 2020-го она выросла почти в два раза — до 4,2%. Эти факторы указывают на сильный рост производства электрокаров в ближайшие годы, главным «узким горлом» которого станут аккумуляторы.

2.jpg

Один из главных компонентов аккумуляторов — литий, который также используется в производстве аккумуляторов для смартфонов, ноутбуков и другой техники. Рост спроса на электромобили может привести к нехватке лития (а также кобальта и палладия), так как на производство аккумулятора для электрокара необходимо в десятки раз больше металла, чем при изготовлении мелкой техники. Согласно недавнему исследованию Международного энергетического агентства (МЭА) «Роль критических минералов в переходе к чистой энергии», в 2040 году спрос на литий может вырасти в 50 раз.

Производители электрокаров и современных аккумуляторов, способных удерживать заряд на больших расстояниях, нуждаются также в кобальте, графите, марганце и редкоземельных элементах для их двигателей и батарей. Кобальт, например, входит в состав электродов литиевых аккумуляторов, которых в свете зеленых инициатив властей во всем мире требуется все больше и больше. Это означает, что спрос на кобальт начинает превышать предложение, и шансов изменить это очень мало. МЭА прогнозирует рост спроса на кобальт и графит в 30 раз в случае замены автомобилей с масляным приводом на электромобили.

Растущий спрос, конечно, будет стимулировать промышленность осваивать новые запасы полезных ископаемых, но их потенциальные источники ограничены, а процесс доставки — дорогостоящий и сложный. Другими словами, мир может столкнуться с серьезной нехваткой критически важных материалов и существенными колебаниями цен на них.

Вызывает опасения то, что добыча и производство этих металлов сконцентрированы на небольшой территории нескольких стран. По данным МЭА, 80% мирового кобальта поставляет Демократическая Республика Конго, 70% редкоземельных металлов — Китай (в этом сегменте работают China Rare Earth (0769 HK), MMG (1208 HK), Ganfeng Lithium (1772 HK), производство лития в основном осуществляется в Аргентине и Чили (вместе они дают почти 80% мировых поставок), в то время как четыре страны — Аргентина, Чили, ДРК и Перу — обеспечивают большую часть меди на рынке.

В последние несколько лет поддерживать тренд перехода на электрокары стало проще благодаря IPO таких компаний, как Tesla, Nio, Nikola Motor и других разработчиков электрокаров. В то же время эти компании сейчас очень высоко оценены рынком и зависят от внешних вливаний. Кроме того, есть риск со стороны разработок традиционных автопроизводителей — можно ожидать сильную волатильность акций (вплоть до массового банкротства) в случае провала или неудачных запусков их пилотных проектов. Например, Tesla только в последней отчетности показала выход на безубыточность основного направления бизнеса без учета продажи налоговых кредитов традиционным автопроизводителям. 

Еще одним вариантом поучаствовать в тренде на электрификацию автомобильного транспорта в будущем является покупка акций производителей традиционных автомобилей (General Motors, Ford, Toyota, BMW, Hyundai, Volkswagen и др.), которые также делают успехи в этом направлении, активно разрабатывают и даже уже производят собственные EV пока в небольших объемах. Это также ставка на будущее, но уже без взрывного роста. Эти компании более понятны инвестору, они давно на рынке и финансируют капитальные затраты из собственного денежного потока.

Еще одна большая группа бенефициаров тренда — производители аккумуляторов, которых можно разделить на три группы: LFP-батареи, NMC-аккумуляторы и аккумуляторы с твердотельным электролитом.

LFP-батареи (аккумуляторы на основе фосфата железа) используются, в частности, в младших версиях электромобилей Tesla китайской сборки. Аккумуляторные ячейки на основе фосфата железа хуже переносят низкие температуры, но более устойчивы к перегреву и обладают более длительным сроком службы. Лидером на рынке является китайская компания Contemporary Amperex Techn (CATL) с долей в 31,5 %, акции доступны на Шэньчжэньской бирже. За ней следуют корейские игроки LG Energy Solution, Samsung SDI и SK Innovation. Две последние компании также публично торгуются.

Более дорогие батареи NMC (литий-никель-марганец-оксид кобальта) имеют меньший ресурс и более склонны к возгоранию из-за механических повреждений, но компенсируют это лучшей производительностью в условиях замерзания и более высокой плотностью накопления заряда. Ведущие производители — LG Energy Solution и Panasonic (публичная компания).

Крупнейшие мировые автопроизводители также полагаются на твердотельные батареи: Toyota, Volkswagen, Ford, BMW, Hyundai и т. Д. Volkswagen инвестирует в QuantumScape, Toyota разрабатывает такие батареи сама, а Ford и BMW недавно инвестировали 130 миллионов долларов в американскую компанию. Компания. Solid Power (в эксплуатации с 2017 г.). Solid Power начнет опытное производство тяговых аккумуляторов с твердотельным электролитом уже в следующем году. Серийное производство планируется начать через несколько лет.

Корейская Hyundai не начнет массовое производство таких аккумуляторов до 2030 года, а само производство будет поручено сторонним компаниям — сами корейцы будут участвовать только в разработке технологии. Еще одним крупным игроком на рынке твердотельных аккумуляторов может быть крупная тайваньская компания Foxconn, известный контрактный производитель, в частности, мобильного и компьютерного оборудования, заказываемого Apple. Foxconn планирует начать коммерческое производство аккумуляторов в 2024 году, а первые прототипы будут выпущены в конце этого года. QuantumScape — единственная публичная компания, принимающая непосредственное участие в разработке. В настоящее время нет готовой продукции, и ожидается, что к 2023 году компания станет убыточной. Компания стала публичной в конце 2020 года. Батареи должны быть готовы к выпуску на рынок в ближайшие пять лет.

Обзор рынка

Перспективы рынка аккумуляторных батарей для электромобилей очевидны: автомобильная промышленность активно отказывается от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в пользу экологически чистого (обычного) транспорта. Например, только в Китае и только в этом году было заявлено о строительстве 22 новых предприятий по производству тяговых аккумуляторов для движения. Инвестиции в эти проекты составляют 24,9 миллиарда долларов.

Курс на зеленую энергию, поддерживаемый многими странами мира, меняет современную реальность. Появление новых промышленных игроков с соответствующей трансформацией существующих цепочек поставок открывает множество инвестиционных возможностей. Правильный выбор целей и сроков их достижения может увеличить капитал инвестора.