В конце мая российский политик Валерий Фальков сделал ряд официальных заявлений, в которых выразил сомнения по поводу пользы Болонской системы образования, также призвал воспринимать её “как устаревшую”. Таким образом, Россия взяла курс на выход из Болонского процесса, в котором состоят 49 стран, включая Германию, Францию, Норвегию, Швейцарию, Беларусь и Казахстан.

Не смотря на ряд заявлений от официальных лиц, ответить на вопрос, как будет выглядеть высшее образование в России с учётом новых изменений, пока не представляется возможным. Однако, законопроекты уже в разработке.

Многие утверждают, что из-за отказа от Болонской системы высшее образование в РФ только пострадает, другие уверены, что по большому счёту никаких изменений не последует. В этой статье постараемся разобраться, что это означает для будущих студентов, а также рассмотрим перспективы российского высшего образования.

Болонский процесс — это ряд соглашений, направленный на создание единого образовательного пространства среди стран-участниц. Среди главных задач процесса стоит поощрение получения высшего образования, увеличение мобильности между вузами разных стран. Процесс предполагает унификацию образовательных процессов. В первую очередь это позволяло выпускникам отечественных ВУЗов получать дипломы, которые будут признаны за рубежом. Такие действия способствуют упрощению обмена студентами и привлечению специалистов из-за рубежа. Кроме того, благодаря унифицированным программам обучения процесс перевода из одного учебного заведения в другое сильно упрощён.

По мнению Валерия Фалькова, Россия должна стремиться к созданию собственной, уникальной системы обучения. По его заявлению, новая структура обязана способствовать защите национальных экономических и юридических интересов страны, а также максимизации возможностей для будущих студентов и уже сформировавшихся профессионалов. В разговоре с российскими СМИ более подробных планов политик не озвучил.

Не только глава Минобрнауки, но и другие официальные высокопоставленные государственные лица заявляли о нужде отказаться от участия в Болонской образовательной системе: члены таких министерств, как Совет Безопасности РФ и Государственная Дума также говорили об этом. Такую нужду обострила, в первую очередь, напряжённая геополитическая обстановка.

Главная часть Болонской системы, которая наиболее широко подвергалась критике, это существование двухуровневой системы образования, где обучение делится на этап получения степени бакалавра (который длится четыре года) и получении степени магистра (обучение которому длится два года). Многие противники такого подхода заявляют, что грамотного специалиста просто нельзя обучить за четыре года. В противовес этой системе в РФ сохранился специалитет. Который, в свою очередь, предполагает от пяти до шести лет обучения. Многие ВУЗы страны сохранили оба варианта обучения.

В интервью СМИ российские политики подтвердили, что в Государственной Думе рассматривают целесообразность двухуровневой системы. Речь идёт о трезвой стратегической оценке наличия такого метода получения высшего образования. При этом российский политик Олег Смолин сообщил, что в таком случае у ВУЗов останется возможность реализации двухуровневой системы в своих образовательных программах.

Сторонники этих законопроектов сомневаются, что меры, принятые правительством касательно образования, хоть как-то повлияют на восприятие российских дипломов за рубежом. Дело в том, что признание отечественных дипломов за границей было возможно и до вступления РФ в подобный договор. Процесс был более длительным и финансово затратным, однако, имел место быть.

Те ВУЗы, в которых сейчас обширно предоставляют программы в соответствии с двухуровневой системой будут вынуждены претерпевать ряд неудобств, на ходу перестраивая программы обучения.

В этой связи также многие опасаются, что нынешние школьники всё чаще станут предпочитать иностранные вузы российским, ведь актуальность диплома в глазах общества резко снизится.

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский утверждает, что ощутимых преимуществ Российскому образованию Болонская система не предоставила.

“Поощрять утечку мозгов больше никто не собирается.” — заявил Бельский.

Также он подчеркнул, что параллельное существование двухуровневой системы образования и специалитета путало как самих работодателей, так и абитуриентов.

Есть и те, кто оценивают отказ от Болонской системы как резко негативный шаг. По их мнению, отсутствие мобильности студентов может уничтожить такую важную часть академической жизни, как импорт знаний. Обмен студентам был выгоден не только странам Европы и США, но и перспективным государствам, состоящим в дружеских отношениях с Россией.

Такие меры затронут не только актуальность российского образования за границей, но и наоборот, дипломы иностранных специалистов РФ. Так, например, привлекая специалистов из других стран, у работодателя не окажется достаточных инструментов для оценки квалификации потенциального сотрудника. Впрочем, даже противники подобных законопроектов утверждают, что это никак не сможет поставить крест на российском образовании. Европа не единственное место, где представляется высококачественное образование. Российская Федерация имеет сотруднические договора со многими странами Азии и всего остального мира.