Игорь Турчин — самый успешный тренер в истории мирового гандбола. Киевский «Спартак» под его руководством 20 лет доминировал в Европе и даже попал в Книгу рекордов Гиннеса. Турчин дважды выигрывал золото на Олимпиаде в составе женской сборной СССР. Но за эти победы тренеру пришлось слишком дорого заплатить: он погиб во время игры. Родственники рассказали, что именно так Турчин увидел конец своей жизни и часто говорили о его неминуемой смерти. Как простой учитель спорта стал легендарным тренером и почему его жизнь закончилась так трагически.

Ход судьбы

Эта история подтверждает, что не обязательно быть отличным игроком, чтобы стать отличным тренером. Игорь Турчин родился 16 ноября 1936 года в селе Софиевка (тогда часть Королевства Румыния, сегодня — Одесская область — прим. «Лента.ру») и никогда не был профессиональным спортсменом. Школу окончил с отличием, после чего поступил в Каменец-Подольский педагогический институт на факультет физического воспитания.

Тогда Турчин даже не подумал о гандболе. Он получил красный диплом и хотел работать тренером по баскетболу, но в Киевской ДЮСШ, куда его отправили на поле, подходящей ставки не было. Вместо баскетбола предложили взять на себя отдел женского гандбола. Идти было некуда, и Турчин согласился.

Пришлось начинать с нуля. Отделение гандбола только открылось, команды еще не было, а Турчин сам ходил в школы, советовался с учителями физкультуры и приглашал на тренировки девочек 12-13 лет. Мог бы кто-нибудь подумать, что собранная вами в будущем команда будет лучшей не только в стране, но и во всей Европе?

На базе этой команды в 1962 году было принято решение о создании гандбольного клуба «Спартак».

«Мы выиграем и мир, и Олимпийские игры»

Турчин оказался не только талантливым тренером, но и хорошим психологом. Однажды, когда «Спартак» уже выигрывал несколько чемпионатов республики, он устроил своим подопечным спарринг с хозяином московского «Труд» СССР. 16-летние киевлянки проиграли сокрушительно, и это стало сильнейшим ударом по их гордости.

Девочки плакали прямо в спортзале, а Турчин просто этого ждал. Тренер собрал игроков и произнес вдохновляющую речь: «Запомните ту игру. Без поражений не бывает великих побед. Обещаю, что наступит день, когда мы выиграем чемпионат СССР. Почему там — и мир, и Олимпийские игры тоже! Это единственное, над чем нужно работать. И намного больше, чем раньше. «

Тот матч был действительно большим уроком. Команда начала тренироваться с новой силой и спустя семь лет одержала первую крупную победу — они стали чемпионами страны. Началась эпоха киевского клуба: следующие 20 лет «Спартак» был безоговорочно лучшим в СССР и 13 раз выигрывал Кубок европейских чемпионов. Этот успех занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Трофеев больше, чем у «Спартака», но в гандболе никого нет.

В 1971 году Турчину предложили возглавить сборную — за подключение к работе в киевском клубе. Бывший тренер Лазар Гуревич не смог вывести сборную на чемпионат мира и подал в отставку. Турчин начал восстанавливать команду — костяк новой команды составили гандболисты «Спартака», показавшие первые результаты спустя два года. Советские гандболисты пробились на чемпионат мира и завоевали бронзовые медали. А в 1976 году, когда на Олимпийских играх в Монреале состоялась премьера женского гандбола, они выиграли золото.

«Вся команда была влюблена в него»

Его жена Зинаида сыграла большую роль в жизни Турчина. Они познакомились, когда тренер набирал команду, девушка была его ученицей. Турчин терпеливо дождался, когда Зинаиде исполнится 18 лет, а потом сделал предложение — ровно в день ее рождения. Это произошло в Кишиневе после очередной игры чемпионата СССР. Спортсменка согласилась, хотя родители переживали за будущего мужа. «Он на десять лет старше», — осторожно сказала ее мать.

Коллектив с радостью воспринял новость о свадьбе. Поначалу Зинаиду даже сознательно не заметили на площади и не пропустили. «Неудивительно, потому что вся команда была влюблена в Турчина», — пояснила она. Она была очень расстроена, плакала каждый день, и Турчин решил вмешаться. Он массово угрожал игрокам: если это не прекратится, тренер с женой соберут чемоданы и уедут. Это сработало.

Их тандем оказался очень удачным.

«Ты знаешь, как я умру? На скамейке».

Но у успеха была и обратная сторона. Турчин был трудоголиком, гандбол для него всегда был на первом месте. «Сначала работа, потом все остальное», — любил повторять тренер. Не жалел себя ни на тренировках, ни во время игр. Турчин был чрезвычайно эмоциональным и участвовал в каждой серии. Он кричал на игроков, спорил с судьями, соперниками, спорил с болельщиками … Его часто вызывали из зала, показывали красные карточки — это был единственный способ остудить его энтузиазм. Каждая игра стоила Турчину огромных сил и энергии.

Такой образ жизни не мог не повлиять на его здоровье. В 1973 году тренер перенес первый инфаркт. Всего их было три. Врачи предупредили, что в следующий раз не спасут. Специалист и сам понимал, что, работая на износ, долго не протянет. «Если умру, то только на тренировке или на игре», — говорил он. А одна из его учениц, трехкратная чемпионка мира, бронзовый призер Олимпийских игр в Сеуле Марина Базанова и вовсе рассказывала, что тренер однажды прямо предсказал свою смерть: «Я чувствую, что скоро мне конец. Знаешь, как я умру? На скамейке».

Последняя операция на сердце Турчину была сделана в Норвегии. Он стоил 25000 долларов и был оплачен местными покровителями. Тренеру пришлось поработать в одной из норвежских команд три года. Спустя восемь месяцев специалист вернулся в Киев и снова руководил родным клубом. Он почувствовал себя намного лучше, похудел, отдохнул. 16 ноября он готовился к празднованию своего 57-летия.

«Гандбол выпил всю мою кровь».

7 ноября 1993 года «Спартак» организовал последний шестнадцатый этап второго по значимости турнира на континенте в Бухаресте — Кубка Европейской федерации гандбола (ЕГФ). Соперником был местный порог.

В тот день Турчину было неуютно, но он был на удивление спокоен. Он вздрогнул в перерыве, но все же сумел дать указания игрокам на вторую половину. Когда гандболисты вышли из раздевалки, я хотел последовать за ними. Он встал со скамейки, перекинул сумку через плечо, но вдруг прислонился к стене и мягко сказал: «Девушка, я умираю».

Зинаида Турчина на игру не пришла, осталась дома с детьми. Бывший спортсмен смотрел игру по телевизору. Она заподозрила, что что-то не так, когда комментатор сообщил, что один из игроков заболел. Когда Зинаида увидела залитые слезами лица спартаковцев после перерыва, она сразу все поняла. «Я разрыдалась. Вбежал мой сын Миша, который был в соседней комнате.« Мама, что с тобой? »- вспомнила она.

Игра была отменена. Организаторы вызвали скорую помощь, но она приехала только через 20 минут. Врачи зафиксировали смерть от сердечного приступа.

pic_15f2a1822353a0471e0360462099781c.jpg

После смерти Турчина гандбольный клуб «Спартак» получил свое название. Одна из улиц Киева носит имя тренера. В память о нем с 1995 года в Украине регулярно проводится международный турнир по гандболу.

Книгу «Стратегия игры» специалист написал еще при жизни. В 1984 году режиссер Вячеслав Винник снял фильм «И чудесный момент победы». Турчин и игроки киевской команды стали прототипами главных героев фильма.