По данным аналитических центров, в Российской Федерации к 2019 году зарегистрировано более четырёхсот тысяч такси. Больше всего таксистов сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Таким образом, на тысячу жителей нашей страны приходится три машины. Однако, не все таксисты зарегистрированы официально, что не даёт полноценной картины. Всё же, можно констатировать, что работа водителем такси является весьма распространённой. 11 мая 2022 года в государственную думу РФ была внесена новая версия закона, регулирующая деятельность такси. В нашей статье рассмотрим, какие нововведения вступят в силу в случае принятия законопроекта, каких последствий стоит ожидать простым работникам сферы, а также рассмотрим мнения за и против.

Законопроект содержит в себе множество пунктов, однако самыми обсуждаемыми и спорными стали два из них – это непосредственная обязанность агрегаторов передавать доступ к своим базам данных Федеральной Службе Безопасности и возможность самозанятым выполнять работу таксиста. Рассмотрим каждый из них.

Информация для федеральной службы безопасности

Агрегатор – это, как правило, онлайн-сервис заказа такси, выступающий в роли посредника между водителем, исполняющим роль перевозчика и клиентом, желающим быстро найти автомобиль и получить услугу. В старой версии закона агрегаторы не подпадали под действие закона “О такси”. Таким образом, подобная бизнес-модель имеет ряд преимуществ: они не несут ответственности за риски ДТП, не платят за большую часть лицензий, не обязаны проводить медицинские проверки.

В данный момент правоохранительные органы вынуждены направлять запрос к агрегаторам и ждать отклика несколько дней, а то и недель. По факту, предоставлять полную информацию по запросу от спецслужб они были обязаны и в прежней версии закона, однако, в новой версии закона говорится о получении “автоматизированного удаленного доступа” к своим базам данных, в которых хранится “информация для получения, хранения, и передачи заказов”. Появление новой правовой нормы было воспринято участниками профильных ассоциаций как необходимая мера по обеспечению национальной безопасности и особых возмущений в профессиональной среде не создало.

Аналогичные законы имеются и в других сфера. Например, закон об организаторах распространения информации, существующий ещё с 2006 года. Компании из особого списка должны предоставлять информацию силовым ведомствам в автоматизированном виде.
Потому как агрегаторы такси имеют довольно ярко выраженную правовую специфику, для них был создан отдельный регулятор.

Прямая ответственность водителей

На данный момент, в соответствии с действующими правовыми нормами, разрешение на деятельность по перевозке пассажиров имеют лишь юридические лица, либо индивидуальные предприниматели.

Сейчас, чтобы стать самозанятым таксистом, необходимо получить разрешение по перевозке пассажиров, а для этого следовало зарегистрировать ИП. В противном случае, если человек не хотел нести ответственность, он мог заключить контракт с таксомоторной компанией или ИП-посредником, что в свою очередь лишит водителя 13-ти процентов дохода в виде налога НДФЛ.  Таким образом, деньги проходили по такой схеме: пассажир – агрегатор – партнер – водитель. Новый же закон предполагает сделать возможным заключение договора между самозанятым таксистом и агрегатором напрямую. Таким образом, повышается личная ответственность водителя перед пассажиром.

Критика и ответ

Председателями профсоюза было высказано опасение насчёт шаткой правовой защиты водителей. При такой форме сотрудничества агрегатор сможет оставить за собой право одностороннего отключения водителя от агрегатора, что потенциально может лишить работы многих таксистов. Также они не видят инстанции, в которую незаконно лишенный работы самозанятый сможет обратиться.

Представители ассоциации «Национальный совет такси» не согласились с этой позицией. По их мнению, подобная форма сотрудничества позволит снять искусственные ограничения и барьеры, до сих пор мешающие водителям работать самозанятым. Таким образом, полагают они, ослабится гнёт на профессию, а отрасль привлечёт к себе новых сотрудников.

Представитель крупнейшего агрегатора “Яндекс.Такси” также заявил, что подобные инициативы стимулируют рост малого и среднего бизнеса.

Иные изменения

  • Предположительно, агрегаторы могут быть обязаны открывать филиалы в каждом регионе, где производится их деятельность. Дело в том, что это позволит местным властям регулировать вопросы c “дочками”, а не центральной компанией.
  • Будет создан реестр таксопарков. Перевозчики будут обязаны самостоятельно подавать заявку на внесение в единый список.
  • В рамках антимонопольных мер планируется ограничение стоимости на услугу. Для пассажиров это будет означать хоть не долгосрочный, но рост цен примерно на десять процентов. В связи с увеличением комиссии, взимаемой агрегатором с водителя, таксисту станет проще работать с ИП-посредниками и таксопарками.
  • Будет проведена тщательная проверка на наличие судимости у всех водителей. Все водители с уголовной судимостью не будут иметь права осуществлять перевозки пассажиров.
  • Агрегаторы, в случае принятия закона, несут равную ответственность с посредниками.
  • Власти Москвы и Санкт-Петербурга смогут устанавливать ограничения на максимальное количество машин в городе, а также влиять на минимальную плату за тариф.