Что изменилось?

Последние годы в России активно развивается направление онлайн шопинга. Различные маркетплейсы развиваются и с каждым годом наращивают свой ассортимент. Значительная часть населения страны уже успела привыкнуть к удобству и богатству выбора в онлайн магазинах. За последние годы немалая часть зарубежных брендов решила уйти с нашего рынка, но эту проблему легко решает параллельный импорт. При таких обстоятельствах многие сделали бы прогноз о том, что магазины в России должны начать испытывать сложные времена, а вместе с ними и маркетплейсы. На первый взгляд может показаться, что параллельный импорт сделает цены на многие товары сильно дороже, что отнимет интерес у многих потенциальных покупателей. Однако, как это часто и бывает, сейчас все развивается не по сценарию.

Стоимость практически всех товаров зарубежных компаний сейчас либо не отличается от показателей начала года, либо находится ниже них. Вероятно, это связано с тем, что курс доллара и евро к рублю ниже, чем раньше, так что вполне удается компенсировать издержки параллельного импорта низкой закупочной ценой. Тем не менее, сейчас спрос на многие дорогостоящие товары зарубежных брендов, ушедших из России либо находится на том же уровне, что в начале года, либо даже вырос. Проблем с поставками новых товаров сейчас не испытывают не розничные сетевые магазины, не маркетплейсы, что позволяет им все больше наращивать объемы продаж и увеличивать прибыль.

Кроме того, помимо зарубежных фирм и брендов, с российскими пользователями перестали работать еще и иностранные магазины и зарубежные маркетплейсы. Это значит, что теперь их место займут наши отечественные магазины, которые как раз сейчас и имеют возможность обеспечивать стоимость, близкую к той, которую предлагали раньше. Но не обошлось и без потерь — главным инструментом продвижения любого маркетплейса является реклама в интернете. А рекламные сервисы от Google и других перестали работать на территории нашей страны, так что объемы выпускаемой рекламы у отечественных маркетплейсах пришлось снизить. Конечно, они могут начать закупать больше рекламы в того же Яндекса, но в таком случае падает охват пользователей, что делает стоимость каждого нового приведенного рекламой покупателя дороже.

Что изменит параллельный импорт?

Как показал опыт параллельного импорта отечественных маркетплейсов (хоть и небольшой), выгоднее хранить большие объемы товаров на складе и продавать поштучно сразу оттуда. Из-за этой выгоды и того, что достаточное количество российских пользователей привыкли совершать покупки не в розничных оффлайн магазинах, а на онлайн площадках, в ближайшее время эксперты предрекают маркетплейсам резкий рост объемов продаж и прибыли. Такие ускоренные темпы развития позволят онлайн магазинам смелее вести эксперименты в ведении новых ниш и товаров в продажу. Конечно, все что нужно для быта в маркетплейсе купить можно, но расширить список возможных покупок ничего не мешает. В обычное время, когда все развивается постепенно, введение новых ниш происходит редко и медленно, но сейчас может быть иначе.

Еще год назад вкусы настоящих российских ценителей, например, редких кроссовок или музыкальных инструментов удовлетворяли американские и европейские магазины, направленные узко на какую-то определенную отрасль. Сейчас же и эти сервисы перестали осуществлять доставку товаров на территорию Российской Федерации. В том числе и их ниши могут занять наши маркетплейсы. Это было бы стратегически правильное и рациональное решение, ведь уже известно, что спрос на товары имеется неслабый, а вот с предложением испытываются затруднения. Как и во многих других отраслях в нашей стране, где уже произведена замена ушедших компаний, это происходит и с интернет магазинами. эксперты утверждают, что у сотрудников маркетплейсов ближайшие годы будет много работы по выявлению новых ниш и запуска в них товаров, которые ранее таким образом купить у нас было нельзя.

К чему приведет развитие маркетплейсов?

Очевидно, что на исследования новых ниш придется выделить немалое количество денежных средств, но эксперты считают эту гонку введения новых отраслей продаж средством, которое поможет онлайн магазинам добиться полного превосходства друг над другом. По оценкам некоторых специалистах, велика вероятность того, что в ближайшие годы какой-то из наиболее известных маркетплейсов разделится на дочерние магазины одной сети, работающей в определенной сфере. Например, в разных магазинах под схожими названиями будут продаваться товары только для музыкантов, или только для любителей спорта. Такое коренное разделение поможет добиться большего внимания от аудитории, что приведет к увеличению объема продаж, а главное — не привлечению новых клиентов извне, а переманиванию их от конкурентов.

Прогнозы, которые дали эксперты о возможном развитии отечественных маркетплейсов в ближайшем будущем не могут не радовать, поскольку цены по идее будут находиться на комфортном уровне для большей части покупателей. Это важно, поскольку покупательская способность у многих граждан страны не увеличивается, а при наличии невысоких цен на качественные товары, они смогут позволить себе больше.