В связи с последними геополитическими событиями, многие транснациональные корпорации сообщили о своём уходе из России. Не стал исключением и рынок одежды, обуви и аксессуаров. Какой удар нанесён русскому потребителю, какой ущерб нанесли себе сами корпорации и где закупаться обычному россиянину? – об этом в нашей статье.

Рынок перепродажи

С уходом мировых компаний, занимающихся розничной продажей одежды, таких как H&M, Pull&Bear, Zara, Reebok и других, в Российской Федерации закономерно подскочил спрос на вторичный рынок. Ведь это остаётся одним из немногих мест, где возможно приобрести оригинальную продукцию премиум сегмента.

В последнее время тренд на так называемое “осознанное потребление” прошелся по миру. Не стала исключением и Россия. Покупать вещи с рук, из секонд-хендов и винтажных магазинов уже не считается постыдным. Ведь благодаря этому вы, во-первых, можете сэкономить, во-вторых, вторичный рынок одежды не ограничен сезонами, вы можете купить одежду, о которой мечтали, но не успели приобрести по какой-то причине, в-третьих, покупка одежды с рук является одним из немногих ныне источников по приобретению оригинальной продукции, ушедшей из России.

Наоборот, перестало быть модным и держать у себя вещи, которые вам не подошли, износились, перестали вам нравиться. Хранить гору ненужных вещей на верхних полках перестали, пользуясь принципом «поносил – передай другим”.
По данным различных медиа, объем ресейла в России ещё в 2020 году достиг ста миллиардов рублей.

Российские маркетплейсы, работающие по принципу предоставления пользователям права на самостоятельную продажу продукции, сообщают о росте спроса среди населения на вторичный рынок одежды. Продажи увеличились почти в три раза. Представители рынка могут даже прогнозировать дефицит предложения на рынке, так как продавцы заняли выжидательную позицию. Дело в том, что, покупая люксовую одежду, человек может сохранить, а то и приумножить свой капитал. Стоимость продукции таких брендов как Channel и Louis Vuitton, например, увеличилась в среднем на треть, по сравнению с прошлым годом.

Многие люди, как бы в терапевтических целях начинают разбирать свой гардероб и продавать на ресейл-ресурсы. Связь между ростом лотов на рынке может быть также объяснено сезонно: с наступлением весны люди традиционно проводят инвентаризацию, отделяя ненужные вещи.

Насколько для зарубежных брендов уход с российского рынка – потеря?

По некоторым данным, учитывая теневой сегмент, объём рынка составляет примерно сто миллиардов долларов. В нашей стране 140 миллионов людей. И это, безусловно, огромный рынок. Но его потеря вовсе не является ключевым для большинства брендов.

Тем более, многие бренды не закрыли, а всего лишь приостановили продажу продукции.
Такое решение связано скорее не с политическими соображениями, хотя и этот аспект присутствует, но в основном с экономической нецелесообразностью. Перелёты между Россией и странами Европы закрыты, из-за чего пришлось бы перестраивать весь логистический узел, что вызвало бы большой взлёт в цене. А в связи с потерей покупательской способности россиян это совсем невыгодно.
Кроме того, из-за меняющегося курса доллара, компании были бы обязаны постоянно производить переоценку стоимости товара.

Отечественный производитель от этого выиграет?

Российское производство одежды также окажется под ударом, ведь примерно половина сырья – импортное. Кроме того, крупные российские компании, как например Melon Fashion Group осуществляют производство своей продукции за рубежом, что тоже скажется на их положении.

Однозначным плюсом для российских брендов будет освобождение торговых площадей и огромный человеческий капитал, который был оставлен в следствии ухода западных контор. Впрочем, российские компании ожидаемо будут биться в конкуренции с азиатскими, планирующими вступить на рынок в полной мере. Однако о приходе именно китайских брендов говорить пока не приходится, скорее всего это будет одежда «no name». Ассортимент Китайских производителей будет направлен на закрытие спроса у массового потребителя, и, скорее всего, успешно справится с этим. О дефиците одежды в России говорить не приходится.

Эксперты констатируют также возможный успех малого и среднего бизнеса, указывая на отсутствие таких проблем как срывы крупных поставок и трудности с логистикой, как у тех же корпораций-гигантов. Возможно, мы увидим рассвет новых отечественных брендов.

Логично предположить, что произойдёт всплеск популярности частных ателье. Ведь люди будут больше заботится о своих старых вещах. Однако, резкий рост цен на ткани и подорожание аренды ставят в кризисное положение и этот сегмент рыка.

Чем может помочь государство?

Как говорилось ранее, больше половины необходимого сырья — импортное. Всё оборудование, необходимое в этой сфере – импортное. Упрощение и снижение барьеров на импорт может оказать существенную помощь рынку. Также актуален вопрос о предоставлении кредитов на массовые закупки оборудования.
Собственное же производство тканей и станков – очень дорогое, долгое и не очень выгодное мероприятие. Нужно искать выходы на новые рынки, в том числе среди стран ближнего зарубежья. Например, Киргизия, Узбекистан и Казахстан.