В период с января по июнь Минфин выдал межправительственных экспортных кредитов на общую сумму 160 млрд.руб. Эти данные следуют из информации портала «Электронный бюджет». Отмечается рекордный полугодовой объем за всю историю наблюдений (данные публикуются с 2010 г.). К сравнению, за весь прошедший 2020 год Россия предоставила зарубежным правительствам в виде кредитов 212 млрд.руб., исходя из данных Федерального казначейства. В то время как сумма вернувшихся России займов за первое полугодие 2021 года составила 62 млрд.руб. Отсюда следует, что объемы чистого кредитования остального мира за аналогичный период (январь – июнь) превысили 100 млрд.руб. Это также рекордный за всю историю наблюдений показатель.
Согласно закону о бюджете, в 2021 г. запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов в общей сложности на 355 млрд.руб. Как показывает практика, правительству не всегда удается выполнить в полной мере свои намерения по финансированию зарубежных правительств. К примеру, в допандемийном 2019 году Минфин предоставил в долг 215 млрд.руб. в виде межгоскредитов, в то время как план на этот год составлял 293 млрд.руб.
Страны-заемщики, а также цели кредитов в большинстве случаев засекречиваются. Тем не менее иногда такие сделки анонсируются публично. Официальные данные свидетельствуют о том, что межгосударственные кредиты чаще всего предоставляются иностранным заемщикам на закупку российской продукции, в первую очередь оборонной, или на оплату услуг.
Например, в декабре 2017 года был сделан анонс выдачи межправительственного займа Турции на $2,5 млрд. Эти деньги выделялись под приобретение четырех дивизионов российских зенитных ракетных комплексов. А в начале 2019 г. было объявлено, что иранский парламент одобрил получение $5 млрд от российского правительства в виде кредита на строительство инфраструктуры. Прежде всего речь шла об области атомной энергетики. Кроме оборонных и атомных проектов Россия выдавала кредиты на покупку грузовиков и вооружений, российского железнодорожного и воздушного транспорта, энергетических машин.
Исходя из данных Всемирного банка за 2019 год, Белоруссия стала крупнейшим заемщиком России с долгом $8,1 млрд. На втором месте был Бангладеш ($2,4 млрд), на третьем Венесуэла ($1,8 млрд). По данным Всемирного банка, сумма обязательств других государств перед Россией в общей сложности составляла $22,9 млрд, при том, что страна была четвертым крупнейшим кредитором развивающихся стран.
Доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Воронкова говорит, что главной задачей России является разгон экономики после пандемического спада. Эксперт пояснила, в условиях ограниченности внутреннего потенциала, а также трудностей с привлечением внешнего финансирования поддержка российских проектов за рубежом за счет госкредитов – это очень эффективный способ получения доходов. Размер межгоскредитования России составляет примерно 1,5% от ВВП, стране абсолютно по силам применять подобный механизм для закрепления отечественных компаний на перспективных зарубежных рынках, добавила она.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов полагает, что выдача кредитов иностранным государствам не всегда направлена на достижение только прямых экономических целей. С его слов, чаще всего это сопровождается политическими и военно-стратегическими задачами, а именно рост внешнего кредитования может быть напрямую связан с планами расширения влияния страны на мировых рынках отдельных товаров, закономерно для РФ — это вооружение. В данный момент становится уникальным также рынок вакцин – геоэкономическая составляющая на нем возрастает, поэтому не исключено, что рост внешнего кредитования связан в том числе с этим, добавил Климанов.
С мнением Климанова согласился и руководитель направления индустриальных исследований ЦСЭИ ЦСР Антон Белоглазов. Он сказал, что с большой долей вероятности рост государственных кредитов может быть связан с поддержкой стран – импортеров отечественной продукции, а также иностранных партнеров – производителей российской вакцины, где препарат уже одобрен. Согласно данным РФПИ, препарат будут производить на территории Индии, Бразилии, Китая, Южной Кореи и других стран.
По мнению Белоглазова, динамика может быть связана с поддержкой Белоруссии. В 2020 году Владимир Путин согласовал заем республике на $1 млрд. Первый транш на сумму $500 млн уже был предоставлен Минфином в конце прошлого года. Второй полностью аналогичный должен поступить в 2021 году. Помимо этого, еще $500 млн Белоруссия получит из Евразийского фонда стабилизации и развития (главный источник капитала для этого фонда – Россия). А 13 июля президенты России и Белоруссии договорились о предоставлении кредитной поддержки Белоруссии в связи с налоговым маневром в России. Суммарные издержки от налогового маневра в 2019–2024 гг. в Минске оценивают в сумму около $10,5 млрд. В пересчете на год получается порядка $1,75 млрд. Белоглазов предположил, что в случае, если стороны в ближайшее время договорятся об условиях предоставления такой помощи, то общий объем выдач в 2021 году может сильно подскочить.