Международные санкции и последовавший за ними кризис ударил по множеству сфер экономики. Авторынок не стал исключением. Под ударом оказались ремонтные мастерские, компании, занимающиеся продажей запчастей и другие ветви автомобильного рынка.

Крупные автоконцерны перестали поставлять автомобили в РФ. Автодилеры таких производителей как Audi, Bentley, Lamborgini, Mercedes, Ford, BMW и многих других, распродают имеющиеся автомобили и прекращают свои новые поставки. Из популярных марок, что, безусловно, можно отнести к положительным новостям, остались KIA и Hyundai. Они пока не изъявили желание покинуть Россию. Заметим, что автомобили именно этих марок стали самыми популярными за прошлый год, за исключением, конечно, отечественного производителя, на который стабильно приходится львиная доля рынка — 21%. Флагманом отечественной LADA стала модель Vesta. По итогам 2021 года продано 113 698 автомобилей этой модели.

Однако, российское производство тоже пострадало. Из-за санкций возникли проблемы с поставками ряда деталей, необходимых для сборки. Опираясь на мнение Автостата, цена Lada Granta, учитывая изменение методов производства, выросло на треть.

Свято место пусто не бывает: китайские производители, на фоне ухода массы брендов, заметно укрепили свои позиции. Однако, восточным производителям только предстоит завоевать кредит доверия Россиян. У множества автовладельцев из РФ существуют претензии к качеству и надёжности китайских марок.
Дилерам пришлось поднять цены на уже имеющиеся у них в наличии машины, из-за чего доходы в марте упали почти на 50%. Отметим также, что причиной падения доходности может стать изменённое поведение банков по части одобрения кредитов. Методы скоринга (система оценки банком платёжеспособности заёмщиков) российских банков, учитывая быстроменяющуюся экономическую ситуацию, претерпели ряд изменений. По данным Национального бюро кредитных историй, на покупку авто одобряют только 10% заявок.
В принципе, мы говорим о ситуации, сравнимой с периодом пандемии. В период разгара COVID-19а также ограничительных мер, продажи падали до 72%.


В отсутствии поступления на российский рынок новых авто, закономерно будет прогнозировать рост спроса на услуги автомастерских. Ведь нужно будет поддерживать рабочее состояние уже старых моделей. Всё чаще люди будут прибегать к услугам частных и независимых станций технического обслуживания (СТО), ведь официальной гарантийной системой пользуются, как правило, недолго. Но и тут возникает проблема: вместе с поставкой непосредственно автомобилей, российских бизнес также лишился оригинальных запчастей. Автовладельцы уже могли заметить значительный скачок цен на запчасти, примерно равный 30-ти процентам. Стоимость китайских аналогов, которые стоят меньше оригинальных и хуже качеством, также увеличилась в два раза.
По разным данным, у крупных предприятий запчастей на складах хватит ещё на квартал (приблизительно 4 месяца) у более мелких производств, не имеющих широкую логистическую сеть — меньше, приблизительно на 2 месяца.
В среднем, цена на услуги ремонта выросла в полтора раза. При этом, отмечает один из владельцев автосервиса, выручка выросла, учитывая пиковый сезон и дефицит новых машин.
По разным оценкам, только в столице работает более десяти тысяч автосервисов. Большинство из них использует патентную систему налогообложения (ПСН). Такая система имеет множество плюсов, освобождая от нескольких статей налогов, заметно облегчая нагрузку на малый бизнес. Дело в том, что работать на ПСН можно, если суммарная выручка компании в год не превышает 60 миллионов рублей. Это значение было установлено ещё в далёком 2013 году. Рост цен на запчасти может существенным образом повлиять на оборот компаний, увеличивая долю операционных расходов. Соответственно, лимит ПСН в 60 миллионов может быть легко превышен.
Таким образом, если в налоговом законодательстве не будут предприняты соответствующие меры, большая доля автосервисов может оказаться под угрозой дополнительный налоговой нагрузки, которая приумножится в два, а то и в три раза.

При этом, обращаем ваше внимание на то, что большая часть СТО в России – это небольшие ИП, в которых работают не более пяти человек, балансируя на точке безубыточности.
Учитывая вышеописанную проблему, часть независимых станций технического обслуживания может просто перестать существовать, а часть уйти в тёмную бухгалтерию. Что будет весьма неприятным событием, учитывая маргинализацию этого бизнеса в период “тёмных” девяностых.

Подводя итоги, можно с уверенностью констатировать тот факт, что отечественный авторынок, во избежание падения, будет вынужден предпринять ряд мер по переформатированию. Маловероятно, что российский потребитель останется без новых машин и автозапчастей. Ведь уже принят законопроект о параллельном импорте, позволяющий беспрепятственно организовывать поставки оригинальных запчастей через дружественные страны, без согласия на то производителя. Также следует ожидать смещения фокуса на восточный рынок, более лояльно настроенный к России.