Такие крупные компании России, как «Северсталь», Сбербанк, «Газпром», «Газпром нефть», «Алроса», «Сибур», «Роснефть», ВТБ, выразили интерес по отношению к российским офшорам. Их предложения, а также инициативы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) касаемо вопроса корректирования режима специальных административных районов (САР) были переадресованы правительству. К поправкам в закону о САР, опубликованному в апреле, прикреплено приложение с их условиями.

Что же предложили участники? Например, расширить возможности по освобождению от российского налога на прибыль доходов от зарубежных добывающих компаний, работающих в формате соглашения о разделе продукции (СРП). Сокращение требований к размеру минимального объёма инвестиций, размеру штата и площади офиса на территории офшора. Распространение ставки налога в 10% как на доходы, получаемые от холдинговой компании, состоящей в САР, так и на дивиденды. Снижение порога участия головной организации в капитале ее зарубежной дочерней компании, при котором допустим ее перевод в САР, со 100 до 50%. Выдача разрешения на вычет из налогов при перерегистрации структуры в САР суммы, уплаченной за «выезд» из иностранной юрисдикции (так называемый exit tax), и так далее.

САР – территории с льготным налоговым режимом для инвесторов, созданные в 2018 г. для репатриации капитала и защиты бизнеса от санкций. В России существует два подобных района – один на острове Октябрьский Калининградской области, другой на острове Русский Приморского края. В первые месяцы 2021 г. Минфин начал планировать корректировку режима и предложил введение дополнительных льгот в обмен на инвестиции. Министерством в законопроект были внесены следующие моменты: освобождение от платы за доход по курсовым разницам, понижение налога на прибыль до 5%, обнуление налога на доходы добывающих компаний, сгенерированные в формате совместных предприятий или концессионных соглашений, скидка для бизнеса по налогам на вывод капитала – с 15 до 10%.

2.jpeg

В качестве обмена за предоставленные льготы организациям придётся вложиться в инфраструктуру островов (энергетическую, социальную, транспортную и др.) на сумму не менее 300 млн руб. за два года, а также взять в аренду или приобрести офисное помещение площадью не менее 100 кв. м. и трудоустроить сотрудников с числом от 15 человек.

От трёх источников, знающих о проходящих обсуждениях в данных компаниях стало известно, что предлагающие свои меры организации, на самом деле думают о переводе некоторых своих структур в САР. Однако список вовсе не полный. Ещё большее число организаций пребывают в высокой степени готовности к переезду, но не разглашают своих планов до вынесения окончательного решения советом директоров, уточнил один из собеседников. Раннее объявление о своих намерениях для них нежелательно. Любые комментарии могут быть восприняты властями как окончательное решение, а оправдываться в случае отмены планов предприниматели не хотят, разъяснил собеседник.

Другой источник, приближённый к правительству, уточнил, что кабинет министров надеется на увеличенные переводы зарубежных структур крупнейших российских организаций в САР. Это стало рекомендацией для профильных министерств и, в первую очередь, Минэка и Минфина с целью ускорения притока компаний в российские офшоры, инициаторами которого должно быть «высшее руководство», заявил собеседник. Вряд ли этот процесс стартует ранее следующего года, так как окончательное понимание об изменении режима появится после ободрения всех правок в закон в осенней сессии.

Представители Сбербанка, «Газпрома», «Газпром нефти», «Роснефти», «Алросы», «Сибура» и ВТБ не дали комментариев.

В Планы Минэкономразвития входит задача предложения дополнительных преференций для резидентов САР, представитель ведомства передал слова заместителя министра Ильи Торосова. А именно, сделать послабление к требованиям «возраста» бизнеса. Проще говоря разрешить редомицилироваться (редомициляция – возврат головной структуры компании в родную для своего основного бизнеса юрисдикцию) компаниям, созданным до 2020 г. На текущий момент это право есть только лишь у организаций с датой регистрации ранее 2018 г. Помимо этого, как сказал Торосов: с целью увеличения привлекательности САР Минэк готов предоставить возможность иностранным гражданам переводить в Россию личные фонды. Исходя из отчета Минэкономразвития, сейчас в САР числится 47 компаний, из них 9 «переехали» в первом полугодии.

Ни Минфин, ни аппарат правительства не дали ответов на вопросы.

Президент РСПП Александр Шохин выразил надежду, что большая часть обсуждаемых сейчас предложений компаний будет поддержана. Правки дадут толчок к повышению востребованности САР в том числе для редомициляции. Учесть предложения бизнеса – это важнейший шаг, повышающий привлекательность российской юрисдикции и перерегистрации в ней холдинговых структур российских компаний, подытожил Шохин.

У сверхкрупного бизнеса велик интерес к САР, заметила партнер налоговой и юридической практики PwC Галина Науменко. Крупный бизнес внимателен к анализу ситуации, но пока САР не настроены на «массовость», добавила она. Согласно ее подсчету, за год на острова перебазируется от 30 до 50 компаний. Иностранные проекты российского нефтегазового холдинга – самые более вероятные претенденты на регистрацию в российских офшорах, предполагает Науменко. Это типично нидерландские структуры с СРП в третьих странах, объяснила эксперт. Они получат освобождение иностранных доходов, связанных с такими проектами, что, однозначно, притянет ряд этих структур в Россию, констатировала Науменко.

Часть российских нефтегазовых компаний уже рассказали о плане перерегистрации части своих побочных структур в САР. В частности, после решения о денонсации соглашения между Россией и Нидерландами об избежании двойного налогообложения о переводе холдингов из Нидерландов в российскую юрисдикцию задумался «Газпром», высказался 16 июня заместитель председателя правления компании Фамил Садыгов. А в июле «Роснефть» перерегистрировала кипрскую Colmati Trading Limited на территорию в САР на острове Русский, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на изменения в списке аффилированных лиц нефтяной компании.

Средний, крупный и сверхкрупный российский бизнес сейчас проявляет большой интерес к САР, соглашается старший менеджер группы по оказанию услуг в области международного налогообложения КПМГ в России и СНГ Иван Насонов. Согласно наблюдению КПМГ, со времен введения режима САР большая часть российских групп не принимала решений о редомициляции своих иностранных компаний, в первую очередь, из-за отсутствия расширенной практики применения САР. На текущий момент, когда она начала появляться, а также учитывая ожидаемые новые налоговые льготы и пересмотр соглашения об избежании двойного налогообложения, число резидентов-новичков может в наибольшей степени приумножиться, полагает Насонов.

Компаниям-холдингам был введён исторический режим. Им предоставили возможность получения льгот на налогообложение дивидендов и доходов от продажи акций (долей), предположила партнер EY Марина Белякова. С учётом ожидаемых поправок, например отмену налога на доходы от курсовых разниц, понижение до 5% ставки на процентные и прочие пассивные доходы, режим покажется привлекательным и финансовым компаниям, отмечает Белякова. Хотя, в течение первых нескольких лет массированного прихода в российскую юрисдикцию вряд ли получится достичь, говорит эксперт. Помимо того, что режим относительно нов, предполагаемые требования касаемо инвестиций и найма персонала могут быть выполнены только крупными участниками бизнеса, пояснила она. Конечно, большинство пугает тот факт, что выход из российской юрисдикции будет возможен только с согласия правительства, подытожила собеседник.