В последние годы активно заключаются сделки купли-продажи торговых сетей. В основном, крупные продовольственные магазины покупают своих конкурентов и подстраивают их под свой бренд. Звучит это неплохо, однако для потребителя тут нет вообще ничего хорошего. Во-первых, вместе со снижением конкуренции, всегда растут цены, ведь возможность регулирования цены предоставляется не нескольким 10 компаний, а 3-4. При сговоре, они могут одновременно поднять цены на продукцию, увеличив прибыль. Во-вторых, на фоне инфляции и постоянным удешевлением доходов, людям может просто начать не хватать денег на еду и все необходимые услуги. Государство всячески пытается предотвратить рост цен, напомнить всем об основах рыночной экономики, но полностью воздействовать на ситуацию у него в любом случае не получится. Эксперты заявляют, что появился риск, при котором страна будет обеспечена продуктами питания не в полном размере.

Как правило, новости и сделках российских компаний редко освещаются в СМИ, максимум, в сводках финансовых новостей. Но в середине 2021 года все узнали о том, что торговая сеть “Магнит” приобрела торговую сеть “Дикси” и “Мегамарт”. По всей России эти магазины перебрендировались в “Магнит”. Сумма сделки составила 83 миллиарда рублей, и “Магнит” выплатил всю сумму сразу собственными средствами. В прошлом году было установлено правило о том, что в стране должно открываться как можно больше новых магазинов. Вышеуказанная сделка, разумеется этому противоречит.

Чем больше различных однопрофильных магазинов на рынке страны, тем выше конкуренция, следовательно, качество и разнообразие продуктов в борьбе за клиентов будут поднимать, цены — снижать. Эксперты считают, что идеальным вариантов развития рынка продовольствия является совершенная конкуренция. В таком случае, будет развиваться экономика страны и экономическое состояние ее жителей, а не сети магазинов.

За несколько лет до сделки “Магнита”, объединялись и другие магазины по схожему принципу. Из-за этого цены на продукты постоянно растут. Сейчас эта система работает по принципу океана: всегда найдется рыба покрупнее, но экономисты надеются, что при поддержке государства удастся приостановить такую интенсивную монополизацию продовольственного рынка.

Некоторые торговые сети, после осознания того, что они не смогут полноценно выстоять против конкурентов, решают изменить направление, например, два года назад, торговая сеть “Дикси” объединилась с “Красное & Белое” и “Бристоль”. Основным продуктом продажи они решили сделать алкогольные напитки. Благодаря своему многолетнему опыту, их дочерняя компания “Mercury Retail Group Limited” до сих пор возглавляет рынок алкогольной продукции в стране.

После этих сделок, наиболее крупные продовольственные магазины стали скупать своих развивающихся конкурентов, например, “Лента” купила австрийский магазин “Билла” на территории России. Таким образом, “Лента” планирует увеличить количество по всей стране, но главное — в столице. 

Но такое массовое противостояние продовольственных конкурентов может привести и к появлению и развитию дополнительных услуг. “Яндекс” планирует купить торговую сеть “Азбука вкуса” с целью развить свой сервис доставки продуктов на дом. Это неплохая перспектива, поскольку вместе с понижением затрат компании на кассовое оборудование, обустройство торговых залов, дополнительный персонал, понизятся еще и цены на их товары.

Но в основном, сделки по купле-продаже конкурирующих предприятий ни к чему хорошему не ведет. Именно для их пресечения существует ФАС(Федеральная антимонопольная служба). Уже много раз она блокировала подобные сделки компаний. Главной целью деятельности этой службы является пресечения образования менее трех конкурирующих компаний в одной отрасли. К сожалению, полного отсутствия монополий в ближайшее время не получится, потому что водоснабжением и железнодорожными перевозками занимаются единственные представители своей сферы, и они готовы сделать все, чтобы так и остаться в монополии, ведь выгодно это только им.

Несмотря на активную деятельность ФАС, большинство сделок она все таки одобряет. Поэтому на рынке возникают “новые ” компании, хотя от нового у них только название.

Очень выделяется от остальных торговая сеть “Spar”. Она пришла из Голландии и отличается от всех схемой ведения бизнеса. Вместо постоянного открытия новых точек по всей стране, компания продает лицензии на открытие магазинов по ее брендом. Таким образом, в большинстве регионов России функционируют магазины “Spar”, при том, что у них разные владельцы и поставщики, да и особо влияния друг на друга они не имеют.

H558772e7e0c444068361ed08d4f9a91bD.jpg

Единственным решением проблемы монополизации продовольственного рынка государство видит ограничение работы крупных магазинов по выходным и праздникам, а также в количестве часов в сутки. Таким образом у развивающихся торговых сетей появится преимущество. Однако представители крупных магазинов ответили, что они повысят цены в случае ограничения времени их работы. В связи с этим было принято решение не действовать так резко. К тому же, в период повышенной инфляции любые изменения в цена продуктов питания могут остро сказаться на населении.