С начала 21-го века российским деятелям науки открылись новые возможности: государство всячески приветствовало и поощряло связи между учеными всего мира. Финансировало совместные исследования и обменивалось опытом со всеми передовыми державами. Нет сомнения, отечественные специалисты внесли неоценимый вклад в развитие мировой науки. Но всё изменилось с конца февраля, когда на Россию обрушилась волна санкций.

Санкционные действия направлены на ослабление множества сфер развития: продовольственная, сырьевая, строительная. Среди них оказалась и научно-технологическая отрасль. Российских ученых теперь не жалуют за рубежом, не предоставляют доступ к научным данным, не приглашают на конференции. Как изменится российская и вся мировая наука? Кто больше пострадает от изоляции российских ученых? Какова история взаимодействия российской и мировой науки? В нашей статье постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Кроме того, что работа с российскими специалистами за рубежом оказалась невостребованной, многие представители научного мира заявляют о трудностях на местах.  Дело в том, что поставка профессионального оборудования и компонентов с большой долей вероятности теперь станет неосуществима. Происходит это, во многом, из-за санкций, отчасти из-за логистических трудностей. Россия в свою очередь не обладает внутренним производством для восполнения необходимых ресурсов. Многие сравнивают нынешнее положение Российской науки с той, что происходила в середине 90-ых годов прошлого века, когда ученые всей страны испытывали острую нехватку реагентов, необходимых в лабораторных испытаниях. В этот период науке со стороны государства выделялись малые финансовые средства, а о частном инвестировании не могло идти и речи. За весь период начала 90-ых и до 200-ых по разным оценкам уехало от 50-ти до 100 тысяч ученых. Однако “возврат в 90-ые” российской науке предрекать ещё рано, в первую очередь ввиду её высокой вовлеченности в общую мировую научно-исследовательскую среду.

Совместная работа сильнейших стран мира может помочь достичь больших результатов. Показательный пример — создание международной космической станции (МКС). Ещё в конце двадцатого века, в середине 80-ых правительство США планировало в кратчайшие сроки спроектировать и завершить строительство крупнейшей космической станции. Тогда Соединённые Штаты вынуждены были обратиться за помощью к СССР, имеющего опыт в создании космических объектов и известным своей качественной космической программой.

Первоначально станцию планировалось назвать “Freedom”, однако, совместным решением было утверждено название “МКС”, подчёркивая сотрудничество между государствами. Пилотируемая орбитальная станция осуществляют свою деятельность до сих пор, а продолжение работы продлено до 2024 года, идёт обсуждение продления до 2030. На данный момент без полного уничтожения станции прекратить полное сотрудничество  невозможно, ведь РФ по праву принадлежат половина основных модулей, находящихся на станции. Всё же научные эксперименты, которые проводились между странами в рамках научного исследования отменены. Круг тем, в рамках которого производились исследования, довольно широк. В ответ на это министерство “Роскосмос” в рамках ответных санкций решило прекратить поставлять США двигатели РД-181, с помощью которых американские космонавты доставляли на станцию различные грузы. В этой связи остаётся непонятным, продолжится ли космическое сотрудничество двух держав. Актуальность работы крупнейшей космической лаборатории остаётся под угрозой.

Не ясна судьба и других объектов, в которых до недавнего времени учувствовала Российская Федерация. Например, совместная астробиологическая программа Европейского космического агентства (ЕКА) и госкорпорации «Роскосмос» по исследованию Марса на данный заморожена, а о её дальнейшей судьбе комментариев не дают.

Не только в сфере космоса, но и в других направлениях Российскую Федерацию не хотят видеть в качестве участника. Как это отразится на всём научном мире в целом?

Беспрецедентная практика изоляции Российской Федерации ото всего научного сообщества не прекращается на одном лишь разрыве общих проектов. Наибольший вред российскому научному прогрессу нанесёт её исключение из союзов и собраний по всему миру. За последние несколько месяцев десятки научных организаций выступили с заявлениями, в которых осуждают российскую политику, а также пригрозили прекратить всякую связь с представителями науки из РФ. Например, в конце февраля этого математики из США заявили, что не собираются принимать участие в будущем Международном конгрессе математиков, который должен был пройти в Санкт-Петербурге. Кроме этого, призвали и другие страны воздержаться от участия в мероприятии. Ситуация широко обсуждалась в научной среде и вызвала огромный резонанс. В конце концов Международный математический союз пересмотрел условия проведения очередного конгресса. Вместо живого мероприятия, встреча пройдёт в онлайн-формате. Как пояснили в конгрессе, совершено это было с целью исключить участие российских властей, но не затронуть интересы обычных российских математиков.

Многие специалисты отмечают, что российская математическая школа является одной из самых сильных во всём мире. То, что Россия уже несколько десятилетий производит на свет талантливых математиков, – неоспоримый факт. В доказательство этому выступают списки победителей математических олимпиад и чемпионатов мира по программированию. На призовых местах фамилии Российских школьников появляются гораздо чаще, чем другие. Таким образом, отрезая РФ от всего остального мира, научное сообщество теряет потенциал к развитию в тех областях, в которых Россия весьма успешна.