Санкции, направленные в отношении Российской Федерации, затрагивают многие сектора экономики. Не стал исключением и яхтовый бизнес. В этой статье рассмотрим, какие ограничения наложили на российских владельцев яхт и какими последствиями это обернётся для рынка вообще.

Как пострадают владельцы яхт?

В основном, санкционный характер выражается в ограничении перемещений судов. Много кораблей были либо задержаны, либо вынужденно отправлены к берегам дружественных государств. Убежищем для владельцев судов являются такие страны, как Мальдивы и Шри-Ланка.

Большинство российских владельцев поспешили выводить свою собственность из вод европейских государств сразу после того, как произошел ряд изъятий яхт у российских миллиардеров. Например, судно генерального директора “Северстали” Алексея Мордашева, было задержано у берегов Италии в первый месяц активной фазы санкций. Сорокаметровую яхту миллиардера Геннадия Тимченко, под названием «Lena» постигла та же участь.

Был даже инцидент, когда чартерной яхте «Ragnar» отказали в услуге заправки. 68-метровое судно пришвартовалось в городе Нарвик – Норвегия, где местные поставщики топлива не дали ему совершить дозаправку.
Дело в том, что по слухам судно принадлежит российскому предпринимателю Владимиру Стржалковскому, хотя тот неоднократно опровергал данный факт в различных СМИ. “Я никогда не был и не являюсь собственником этой яхты” – говорит бизнесмен.
Однако, это не помешало местным жителям выражать своё недовольство посредством выкрикивания политических лозунгов. Экипаж судна был принят за сотрудников российских спецслужб.  Капитан судна, как и весь состав из 16-ти человек, не имел понятия о геополитических сотрясениях, ввиду долгого пребывания в море, и был поражен происходящим. По словам предводителя рыболовного судна, этот акт дискриминации был совершен с целью пиара.

Поскольку движение морских судов требует соблюдения строго регламентированных правил, это вынуждает владельцев заниматься постоянными проверками, подтверждающими право их яхт осуществлять выход в море. Одно из ведущих классификационных обществ – британское Lloyd’s Register отказалось предоставлять классификации для российских судов, что заметно ослабляет позицию яхты в глазах страховщиков. Без должной проверки именитой организацией владельцы не смогут застраховать яхту. Финансово может пострадать и экипаж, находящийся на борту.

Многие брокерские конторы разрывают контракты и отказываются от менеджмента судов, принадлежащих российским гражданам. Однако, на их место приходят новые игроки, готовые “подобрать” клиентов.

Как это отразится на мировой индустрии?

По данным различных исследовательских центров, в 2021 году на долю россиян приходилось порядка девяти процентов ото всех заказов на изготовление супер-яхт в мире. Первое место по количеству заказов занимают Соединённые Штаты Америки, за ними следует Россия.

Многие страховые компании, специализирующиеся на рынке крупных судов, высказали предположение, что порядка семидесяти процентов яхт из списка самых лучших приходится на российских владельцев. Однако, это всего лишь предположение. По данным различных  иностранных СМИ, доля капитала россиян в этой области в денежном эквиваленте может доходить до пятнадцати процентов. Такое значительное присутствие не может не оказать негативных последствий для индустрии в случае, если большинство судовладельцев из РФ не смогут воспользоваться своим имуществом.

Однако, вопреки статистике, европейские производители яхт заявляют об обратном. Например, итальянская судостроительная компания Sanlorenzo уверяет, что сумма финансов, связанная с клиентами из России, едва ли соответствует десяти процентам от общей доли кредитов, рассчитанных на три года вперёд. Предприятие уточняет, что в своей истории не имеет практики отменённых контрактов. Планы на ближайшие годы предполагают договорённости с субъектами, не страдающими от санкций.

Итальянская многонациональная судостроительная компания Ferretti Group говорит о минимальном влиянии санкций на её бизнес. Ущерб оценивается менее чем в три процента от общей выручки.

Как это скажется на европейском бизнесе?

Как ни странно, “ковидные” 2020 и 2021 пришлись на расцвет мирового рынка яхт. Оценив уединение и комфорт, люди начали вкладываться в производство новых судов. И российские потребители внесли в это свой вклад. По данным различных источников, в начале 2022 года на 186 верфях находились проекты, суммарная длинна которых составляла более сорока тысяч метров. Это на четверть больше, чем в прошлом году.

Дело в том, что заморозка российских судов создаст дефицит рабочих мест. Занимавший до 2022 года российский потребитель обеспечивал, как уже говорилось, до девяти процентов всех мировых яхт.
Нужно учитывать многообразие рабочих мест, связанных с яхтовым бизнесом. Юристы, дизайнеры, повара, яхтенные брокеры, рядовые участники экипажа, а также другие, менее квалифицированные работники – все они могут лишиться работы из-за остановки предоставления российским гражданам права пользоваться суднами. Эффект будет сравним с мировым кризисом 2008 года, когда в том числе и яхтовый бизнес столкнулся с проблемой неимения денег для оплаты труда собственных рабочих. Профсоюзы будут вынуждены вступать в конфликт с организациями. Что, ожидаемо, нанесёт иностранному бизнесу вред. Кризисный эффект для рынка будет не быстрым, но долгосрочным. Однако, точных прогнозов о том, как изменится мировой рынок яхт, нет.