За последнее время многие мировые компании приняли решение прекратить свою деятельность на территории Российской Федерации. Такой гигант как Procter&Gamble, занимавший значительную долю на рынке детских товаров в их числе. Закономерной рыночной реакцией было повышение спроса на их продукцию. По данным Росстата, цена молочных смесей в апреле, по сравнению с прошлым месяцем, выросла на 1%, детских консервов – на два с половиной процента. Для большинства родителей решающим критерием в выборе детской продукции является их качество и безопасность. Детские товары, такие как подгузники, пелёнки и детское питание – это продукция, для которой важны имя и репутация производителя. Рассмотрим, как дела обстоят в нескольких сегментах рынка, разберёмся, как санкции повлияли на нашу жизнь, оценим перспективы российской промышленности по импортозамещению. 

Вообще, если говорить о причинах ухода многих компаний из России более глобально, можно выделить несколько основных.

  • Во-первых, это значительное увеличение логистической нагрузки в связи с закрытием неба над всеми странами Европы.
  • Во-вторых, нестабильная ситуация вокруг валютного курса заставила бы иностранные компании проводить регулярную переоценку товара, что также бы сказалось на конечной цене.

С учётом этих факторов и вероятным снижением покупательской способности россиян , экономически нецелесообразно для европейских бизнесменов производить большие капиталовложения в российский рынок.

Продукты питания для самых маленьких 

В начале марта американская транснациональная компания PepsiCo, производящая Агушу, по политическим причинам заявила о прекращении вливания инвестиций в Россию.
При этом не останавливая продажу товаров, принадлежащих к группе первой необходимости.

В след за ней о своём уходе заявила крупнейшая в мире компания по производству продуктов питания, швейцарская корпорация Nestle. Заявив при этом, что у неё нет намерений прекращать поставки в Россию.

Из-за ситуации, где многие дети могут остаться без привычных им продуктов, матери всё чаще обращают взор в сторону российских аналогов.

По мнению многих потребителей, отечественный продукт ни чем не уступает импортному в качестве, а даже превосходит его в демократичности цены. А критерии ГОСТ позволяют иметь в их составе достаточный набор необходимых полезных ингредиентов.

Почему стоимость импортных продуктов значительно выше российских аналогов?

Тут есть несколько ключевых причин. Во-первых, затраты на логистические расходы. Во-вторых, огромные траты на рекламу. Российские же производители, имея меньшие расходы на данные статьи, могут себе позволить устанавливать цену, позволяющую конкурировать с более дорогим конкурентом. Такая стратегия в экономике называется демпинг.

Процесс производства и проверки детского питания имеет особенную структуру. Над его течением следят в самом начале этапов производства, оценивая качество изначального сырья, регулярно проверяют целостность необходимого оборудования и несколько раз сравнивают соответствие конечного продукта заявленному составу. Чаще всего прибегают к системе ХАССП — концепция, предусматривающая идентификацию, систему оценки и управления факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Как говорит эксперт, доктор технических наук Изабелла Стефанова:

“В нынешних условиях этапы контроля останутся прежними.”

Детская гигиена

В соответствии с “гуманитарным характером” таких товаров, как продукты гигиены, зарубежные компании не спешат с приостановлением поставок. Но инвестиции в это направление, как и в ситуации с продуктами питания, отменены. Однако, беспокойные потребители, услышав об уходе крупных компаний с российского рынка, поспешили массово скупать пелёнки и подгузники впрок. В итоге это привело к истощению запасов, и в конце марта мы могли наблюдать в магазинах пустые полки у таблички “детская гигиена”. По данным Ozon, в марте приобретено на 70 процентов больше подгузников, чем в аналогичном месяце прошлого года.

Если говорить об импортозамещении подгузников и пелёнок, прогноз тут также оптимистичный. Отечественные бренды по типу “Солнце и Луна” соответствуют всем параметрам ГОСТ, и имеют регулярные поставки необходимых стерильных материалов для изготовления продукта.

Игрушки

Вопреки тенденции на уход с российского рынка, крупные производители игрушек опровергли возможное прекращение поставок в Россию. Например, The Lego Group, производитель легендарной серии Lego, ставшей культовой, вопреки слухам не решилась лишиться  российского рынка. С изменённой ценой, соответствуя новому валютному курсу, Lego продаётся в том же масштабе и количестве.

В производстве игрушек особое внимание уделяется токсичности материала. Из-за специфического обращения детей с игрушкой, во время излома пластика может наблюдаться выделение стирола, токсичного для организма. Большие требования предоставляются к самому пластику, в его составе должно быть минимальное количество ртути, хрома, свинца и других элементов, представляющих опасность для здоровья.

Как и западные аналоги, китайские игрушки также прошли все этапы проверки, однако у многих из них есть проблемы с юридической точки зрения. Вопросы возникают на таможне, у части поставок отсутствует дата изготовления или пометка о заводе – изготовителе. Всё это не позволяет говорить о серьёзном доверии к китайскому рынку. 

Давать прогнозы на развитие какого-то сектора экономики — идея неблагодарная. В быстроменяющихся обстоятельствах произойти может всё, что угодно. Однако, у российского бизнеса есть несколько задач, которые можно выделить :

  • Не допустить дефицита товара.
  • Сохранить доступность товаров первой необходимости.