В связи с нестабильной ситуации в мире, многие секторы экономики претерпевают немалые изменения. Крупным компаниям каждый день приходится корректировать своё поведение и подстраиваться под стремительно меняющуюся экономическую ситуацию. Динамические изменения также коснулись рынка пивоварения.

Всё ли так плохо? Останется ли вообще российское пиво на полках магазина, смогут ли наши пивовары бороться за своё существование в условиях крупных санкций? Какие меры следует предпринять для сохранения комфортного существования наших компаний и как в этом поможет государство? И, в конце концов, как это всё повлияет на рядового любителя пива? 

На днях Даниилом Бриманом, председателем совета Союза Российских Пивоваров (СРП), было опубликовано обращение к главе Министерства сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву, передают различные издания. Содержание его было следующим: для бесперебойного производства пива на территории РФ отрасль нуждается в государственной поддержке, иначе компании останутся без базового сырья для производства.

Дело в том, что до сегодняшнего дня производители находились в серьёзной зависимости от поставок извне, только два процента из семи с половиной тысяч тонн хмеля приходилось на внутренний продукт. Остальное сырьё (в первую очередь хмель) приходится на поставки из других стран, в частности из Чехии и Германии. В марте у российских предприятий были запасы сырья на несколько месяцев вперед. И, если эти резервы не будут восполняться, производство пива заглохнет – констатирует Даниил Бриман.

Примерно полмиллиарда государственных субсидий каждый год в течении приблизительно 6-ти лет потребуется для частичного запуска процесса импортозамещения. Как заявляет ассоциация хмелеводов России, процесс импортозамещения будет если не долгим, то, по крайней мере, явно не быстрым. Предполагаемая помощь от государства, в первую очередь, должна быть направлена на компенсацию расходов инвесторам.

Средства частично могут быть взяты из уплаченных акциз с производства пива – участники рынка только в позапрошлом году заплатили по этой статье налога не менее 172 миллиардов рублей. Глава СРП уверен, что Государственные субсидии в силах снабдить более чем 80% потребляемого производством хмеля из известных сортов. Затраты государства однозначно окупятся – обещает Бриман, ведь хмель – рентабельная культура и на рынке пользуется большим спросом.

Нюансов в этом бизнесе немало: как и многие новейшие востребованные товары, большинство современных сортов хмеля защищены патентным правом, заменить их без потери качества конечного продукта – задача не из лёгких. Всё же, выращивание других сортов хмеля не составит тяжёлого труда – заметил Ораз Дурдыев – исполняющий обязанности президента пивоваренного завода Эфес. В ходе дискуссий также была замечена необходимость налаживания логистический путей. Для вывода производства на нужные мощности понадобится не один год научных разработок по культивации и возделыванию необходимого сырья, прибавляет директор по корпоративным отношениям Hieneken Алексей Воробьёв.

В Министерстве сельского хозяйства услышали данное обращение глав крупных корпораций, и пообещали рассмотреть заявление, указав, что частичная помощь отрасли оказана уже на данный момент.

Не так давно, в апреле этого года, пивовары также предуведомили дистрибьюторов и потребителей о возможном подорожании цен на пиво в размере от 5 до 20%, в связи с резким скачком цен на сырье и прочие материалы. Пиковый кризисный отрезок планируется на лето.

Каких марок пива лишится Россия?

В марте прекратились поставки в Россию такого пива как Staropramen и Budvar. Учитывая, что Россия – третий рынок экспорта для пивных производств Чехии. Две самых крупных пивоваренных компаний Heineken и Carlsberg в течении прошлого месяца сделали заявление: они намерены уходить из России, передав свой бизнес новому владельцу.

Бренды ушедших компаний, по мнению исследовательского центра Ipsos, входят в топ 10 самых популярных у российских потребителей. Выпуск и продажа этих марок в России будут прекращены.

Популярный бренд Bud пока держится в подвешенном состоянии. Всё из-за совместного предприятия компаний, имеющих различное мнение на вопрос о прекращении продажи продукции в России. AB InBev объявила, что откажется получать прибыль от совместного предприятия, и обратилась к Anadolu Efes, у которой находится контрольный пакет СП, с просьбой приостановить действие лицензии на производство и продажу ее флагманского бренда Bud в России. Однако, пока производство и продажа Bud в России продолжается.

Анализируя, как обстановка в мире повлияла на пивоваренную промышленность, мы наблюдаем приятную тенденцию: российский бизнес своевременно реагирует на возникшие трудности, планируя способы решения возникшей ситуации. Государство, используя резервы, вероятно сможет покрыть издержки кризисного периода. А новые компании, пришедшие на смену старым, смогут вдохнуть новой жизни в отрасль, формируя независимость внутреннего рынка.