«Я люблю выходить вечером и слушать красивого мужчину, который говорит мне, какая я красивая или какой я великий художник», — говорит художница Тамара Лемпицка, икона ар-деко, партнер Хемингуэя по выпивке, Д’Аннунцио и просто одна из самых ярких женщин своего времени. Расцвет Лемпика — это Европа межвоенного периода и особенно парижский Монпарнас, где тогда царил весь колорит международной богемы. В перерывах между драками и пьяными его участники создали и сформировали несколько художественных течений в литературе и живописи. Но и тогда художники не раз слышали о «красоте своего лагеря», а желающих обсудить с ними свои профессиональные успехи было не так уж много.

2.jpg

Исправить это упущение пытается недавно открывшаяся в Пушкине выставка «Музы Монпарнаса» — она ​​исключительно посвящена художникам и моделям, сыгравшим главные роли в художественной жизни Монпарнаса. В Москву было привезено около 200 работ из частных коллекций России и Франции, большинство из которых демонстрируется в России впервые.

В выставке принимают участие Тамара Лемпицкая, Соня Делоне, Камилла Клодель, Анна Голубкина, Вера Мухина, а также уже менее известные художники — Ромен Брукс, Жаклин Марваль, Мари Лорансен и еще десяток имен. Все они были признаны еще при жизни и активно работали в то время, когда антидискриминационные движения набирали силу.

Париж был одним из немногих мест, где женщины могли получить профессиональное художественное образование, но это не отменяет того факта, что художественной критикой занимаются только мужчины. Многие героини выставки начинали как модели, изображали или, как в случае с Камиллой Клодель и Огюст Роден, как ученики известных художников, а позже часто ассоциировались с их именами для широкой публики. Конечно, самим художникам это не нравилось: значительная часть их профессиональной жизни была посвящена признанию традиционалистского образа положения женщины в обществе как вредного пережитка.

То же самое можно сказать и о статусе «музы», который женщины получают в отсутствие правильной терминологии. Общество, не признававшее их художественной автономии, все же должно было отвести им определенную роль — это была вечно прекрасная покровительница искусств при художнике-творце. В селе решили узнать, что думают современные художники о статусе «музы» и можно ли сейчас так серьезно относиться к кому-то — хоть выставке, хоть человеку.

О «Музах Монпарнаса»

Это мучительное слово «муз» в названии воспринимается серьезно, без иронии. Слово, которое веками налагало особую гендерную роль на отношения в искусстве. Слово, которое первые художники-феминистки использовали, чтобы защитить себя в 1960-х годах, 50 лет спустя, снова используется для обозначения женщин «авангардной амазонки» — женщин-художников, которые активно работали, несмотря на мужской мир, который этого не делал. работаю тогда еще голосую.

В текстах к выставке — нарочито мягкий тон, который регулярно встречается в неряшливых цитатах известных мужчин-художников, мастеров, заслуженных профессоров и других с такими фамилиями, как «грация», «нежность», «она была как газель» и т. Д. Хорошо, а где же цитаты и аргументы самих авторов? Здесь мы уже встречаемся с рядом интерпретаций работ, иногда брутальных, через навязанную гендерную идентичность и через комментарии (уместны ли они?) О внешности художников.

О чем можно прочитать по теме

Псевдопрофеминистский посыл этого проекта работает как прикрытие, чтобы еще раз сказать, где мы, женщины, принадлежим. В ХХ веке многие теоретики и феминистки писали об этом феномене, начиная, например, с культовой работы Линды Нохлин «Почему не было великих женщин-художников» или не менее важного эссе Урсулы Ле Гуин, в котором она объясняет, как сходные эпитеты и «Критика литературных произведений, включая домыслы по поводу черт лица и фигур писателей, разрушила многие карьеры и просто вычеркнула их из истории.

О состоянии дел сейчас

Я сам работаю в области видео, цифровой графики, звука, а также занимаюсь широкоформатными инсталляциями, например, в металле. И только мужчины иногда комментируют их так: «Я никогда не видел девушки, которая делала бы такие брутальные и большие инсталляции». Думаю, понятно, что это не комплимент.

О созависимости в паре, муза — творец

У меня есть любимый фильм на эту тему «Милашка и боксер», который я всегда показываю своим ученикам: о женщине «в тени гения». Есть человек, который всю жизнь выступал — бил по экрану в боксерских перчатках и действовал как клоун. А есть женщина, которая всю жизнь приносит ему эти краски, а сама тайно рисует в блокноте историю своей жизни с этим очень известным и очень деспотичным человеком. В какой-то момент он потрясен, оказывается, что все, над чем он работал, поверхностно и поверхностно. И, наоборот, она становится настоящей звездой, и ее роли на территории искусства кардинально меняются. Я думаю о героине: на первый взгляд она как его муза, но, конечно, это не совсем так. Потому что в конце концов он просто воспользовался ею. Тем не менее, ей удалось освободиться из этой ситуации — опять же с помощью искусства. И эта история меня очень привлекает. Поскольку одно не может существовать без другого, это одновременно и двойственно, и отвратительно.

О том, что такое муза

От сексуализации этого слова невозможно оторваться. Сразу представляешь себе большое обнаженное тело, обнаженную женскую грудь, а теперь мужчина с возбужденным членом ложится и творит это волшебство, называемое искусством. Я не могла представить себя музой. Просто потому, что я человек и самостоятельное творческое лицо. Да и сама она никого не назовет музой — ни мужчину, ни женщину. Например, вы можете назвать природу музой. Я могу получить от этого вдохновение.

О дискредитации

Не могу представить, чтобы меня называли музой, это слово настолько дискредитировано. Сразу же вы представляете обнаженную женщину, лежащую перед мужчиной, и он ее рисует. Возможно, моя первая реакция на это слово связана с тем, что у меня есть академическое образование — школа академического рисунка и живописи, где в какой-то момент нужно рисовать природу. Кажется, это слово используется в этом круге. Но это, безусловно, было более уместно в атмосфере оштукатуренных голов и оштукатуренных обнаженных женщин. Хотя в целом к ​​искусству как таковому отношения не имели.

Об иерархии

Особенно в этом слове сбивает с толку тень подчинения. То есть кто-то действует как материал для творения, но творение принадлежит другому человеку. Как ступенька: вот муза, вот и автор. Было бы неплохо изобрести это слово заново: ввести новую этику, равенство и солидарность. Тогда, может быть, это перестанет вызывать раздражение.

О «женском» искусстве

Недавно я узнала, что есть идея открыть в Санкт-Петербурге музей «женского искусства». И тогда возник логичный вопрос — почему только женский пол? Какая другая колонизация: здесь искусство аборигенов, а здесь женское искусство. И поэтому иногда мне до сих пор говорят, что моя основная работа — это мужская работа. Да, размер по-прежнему важен. Но я подхожу к этому с юмором, мы должны использовать любую возможность, чтобы преодолеть предрассудки и стереотипы.